Духовно-нравственное воспитание

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Духовно-нравственное воспитание

 

 

 

 

 

   Делекторская Л.Г., преподаватель

педагогики и психологии

 

Становление и развитие педагога

 

   «Становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития; связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми. Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнение этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и методов. Всвязи с этим можно выделить стадии профессионального становления.

 Первая стадия связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

   Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами — ПВК.).

      Третьи стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

      Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

  Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой". Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них. Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания. Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ.

  Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации — формирования профессиональных намерений. В 14—16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самооп­ределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессио­нальную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.
Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

   К моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований й механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем. Содержание психологической готовности к самоопределению :

·         сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

·         развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

·         становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

   Профессиональное самоопределение это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: приобретаемый на избранном пути опыт изменяет картину дальнейших возможностей выбора человека и направление его дальнейшего развития, открывает для него новый, ранее недоступный мир. В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16—19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:

·         осознание ценности общественно полезного труда,

·         общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

·         осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

·         общая ориентировка в мире профессионального труда,

·         выделение дальней профессиональной цели (мечты),

·         согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

·         знание о выбираемых целях,

·         знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их.

   Происходящие в обществе социально – экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. Профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. На первый план выдвигается способность самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности, быть субъектом своего профессионального развития Процесс профессионального становления личности обучающихся идет в рамках социальных институтов: школа – НПО – СПО – ВПО, т.к. он связан не просто с выбором профессии, но и социальным продвижением, а в конечном итоге и с жизненным становлением. Сущность процесса профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования заключается в постепенном накоплении и обобщении обучающимися специальных знаний, представлений, поэтапной выработке у них практических умений и навыков, особых личностных качеств, необходимых для успешной работы по данной профессии, т.е. формирование компетентных специалистов.  Период обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального становления будущего специалиста. Процесс обучения здесь должен включать, с одной стороны, конструирование способов овладения операциональной стороной деятельности, формирующих мотивы профессионального становления личности обучающихся через содержание, с другой, - комплекс преобразующих воздействий, приводящих к осознанию обучающимися социальной значимости профессии и профессиональной «Я – включенности».

Насколько сегодня учреждение начального профессионального образования готово к выполнению задачи содействия профессиональному становлению обучающихся? Основное содержание содействия профессиональному развитию обучающихся сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки (в первую очередь психологической), а при необходимости – коррекции профессионального развития.

Какие поднимаются проблемы и соответственно актуализируются задачи в плане совершенствования системы содействия профессиональному становлению обучающихся?

1.     Формирование воспитывающее – развивающей среды.

Система профессионального образования должна создать условия для овладения обучающимися наряду с профессиональными компетентностями – личностными, обеспечивающими активное включение человека в экономическую, политическую жизнь общества в регионе.

Личностные компетентности связаны с самоорганизацией, коммуникацией, защитой своих личных, групповых интересов, саморазвитием в течение всей жизни. Важной составляющей в системе воспитания в НПО должно стать становление таких качеств у обучающихся, как креативность, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, быть ответственным, инициативным.

Культурно – воспитывающая среда должна обеспечивать культивирование здорового образа жизни, индивидуальное развитие и гражданскую позицию.

Можно внедрить в практику учебных заведений технологии разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия, самоорганизации, что может быть представлено отдельными модулями в учебном плане.

2.     Разрыв между требованиями, которые предъявляются к выпускнику со стороны общества и рынка труда, и существующим качеством подготовки специалиста. Это происходит вследствие:

·         устаревания стандартов и программ профессионального образования и отсутствия механизмов их быстрого обновления;

·         ослабления существовавших ранее учебно – производственных связей между образовательными учреждениями НПО и предприятиями;

·         устаревания материально – технической базы;

·         несоответствия системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения и технологий современных производств;

·         сохранение в общественном сознании мнения о непривлекательности системы НПО, ряда профессий;

·         отсутствие или слабого учета потребностей предприятий, организаций региона в востребованных и перспективных профессиях.

3.     Основное профессиональное образования должно сочетаться с дополнительным профессиональным образованием, тем самым способствовать социально – экономической интеграции, адаптации выпускников в изменяющихся условиях.

Решение этой задачи должно обеспечить профессиональную, а значит и социальную мобильность будущих специалистов. В настоящий период при определении подходов к формированию модели государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения широко используется педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта, международных тенденций развития профессионального образования в части внедрения новых подходов к стратегии развития образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, единой международной рамки квалификации; проводится анализ подходов, действующих стандартов СПО, имеющихся предложений по новому стандарту на основе модульно-компетентностного подхода с использованием зарубежного опыта и перспективы международного образовательного стандарта; дается полный обзор состояния и качества профессионального обучения в учреждениях среднего профобразования с учетом регионального компонента стандартов, перспектив развития СПО в рамках непрерывного образования, качественной подготовки специалистов на выпуске и закрепляемости их на рынке труда в соответствии с запросами потребителей-заказчиков кадров. Широко известно, что компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина “квалификация”, компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

 

 

 

 

 

 Делекторская Л.Г.,

преподаватель педагогики

 

Возвращение к духовным ценностям

 

         Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений не в этом. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, чем все выше перечисленное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.

             Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный, а порой и социально опасный характер. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижении собственного комфортного существования. Еще одним следствием доминанты материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость.

               Думается, нет необходимости приводить здесь какую-либо статистику, подтверждающую эти слова, она в изобилии представлена в средствах массовой информации, а также в специальных изданиях, отметим только еще раз: именно дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, увеличению уровня нервно-психических заболеваний и детского суицида. Происходит искажение нравственного сознания. Растущая в обществе либерализация половой морали, легкодоступная порнография, «половое просвещение» приводят к общей деморализации детей и сексуализации их сознания, формируют внесупружеские и антиродительские установки, что приводит к разрушению семейных отношений, института семьи.

            Особую тревогу вызывает то, что большинство из указанных негативных тенденций не меняется в положительную сторону. Человек, зараженный такими тяжкими пороками, как наркомания, алкоголизм, не может, а порой уже и не хочет иметь семью и воспитывать детей, честно трудиться, а тем более быть защитником Родины. Ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис общества в целом и детско-молодежной среды в частности. Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.

          Что же случилось? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения? Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. Без особенно углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого труда и т.д. Христианство ставит и более высокую планку для духовного человека – любовь не только к Богу и ближним, но и любовь к врагам.

               Без решения этой проблемы любые позитивные шаги по преодолению существующего кризиса не дадут сколько-нибудь значительных результатов. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самооб-ладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных     ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость       и       энергичность,         приветливость,   достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
         В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и       способам         образования.
          Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
В этом случае наставник является путеводителем по жизни, примером профессионального подвига. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга         социального       опыта.
         Классный руководитель  не всегда может принять и  понять подростка. 
«Они -  другие, не такие, какими были мы…»: частое утверждение преподавателей со стажем. Почему же тогда в основе молодежных проблем лежат те же душевные переживания, с которыми сталкиваются все люди в их возрасте: неразделенная любовь, одиночество, неуверенность в себе и т.д.?
Наверное,  это    объясняется        тем,   что духовность является основной составляющей личности человека и нельзя в процессе профессионального становления   игнорировать         этот   факт.
         Духовно-нравственное воспитание в педагогическом колледже осуществляется через изучение основ педагогики и психологии, не смотря на то, что ни какого материала религиозного характера в учебниках нет. Школа отделена от церкви, а проблема духовного развития становится все более острой. В этом случае нами используется педагогический опыт, мудрость православных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского; содержание воспитательного процесса раскрывается перед студентами через призму заповедей Христа. В частотном словаре Евангелия после слова «Бог» следуют «Учитель», «Ученик», «Любовь», «Добро». Вот несколько христианских заветов, заповедей: «Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу»; «Перестаньте судить по внешним признакам, а судите по тому, что действительно правильно», «Тот, кто не любит, остается мертвым»; «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.). Разве не эти заповеди лежат в основе народной педагогики?

         Есть чему поучиться у Христа и школьному учителю перед тем, как прийти в класс к ученикам: «Если вы, люди, будете следовать моему учению, то станете воистину моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесет вам освобождение»; «Пусть маленькие дети идут ко мне»; «Ученик не бывает выше своего Учителя, но каждый, закончив учение, будет таким, как его учитель».

         Очень важно вспомнить и реализовать принцип природосообоазности в педагогическом процессе: при рождении человек уже является носителем всех необходимых задатков для дальнейшего их развития. Роль учителя заключается в обнаружении этих задатков и создании условий для их проявления.

          В Федеральном образовательном стандарте  сделан акцент на личные достижения ребенка, на развитие его духовного потенциала. Однако сам стандарт, каким бы прогрессивным он ни был, не может решить всех проблем общества. Те студенты, которые скоро войдут в класс, должны быть готовыми к работе с любыми детьми (инклюзивная система образования). Одних знаний методики здесь мало, надо научиться воспринимать этих детей, как равноправных членов человеческого сообщества… Развитая эмпатия становится одним из основных качеств будущего педагога.

         В России возвращение к духовным ценностям и интересам наблюдается не только на пути массового обращения к Православию, но и в рамках научных дискуссий о путях психологии, отражается в интересе к христианской психологии, психотерапии. Христианская психология резонно предстает здесь как наука практическая, встречающая человека на полпути от мира к Храму. Основной ее метод - христианская беседа, диалог, направленный на осознание и подкрепление в сознании собеседника голоса совести. Таким образом, христианская психология становится христианским консультированием и психотерапией.

         В учебном плане педагогического колледжа есть курс психологического консультирования. Он дает возможность студенту разобраться в проблемах ребенка и родителей, спланировать дальнейшие действия. Ребенок становится объектом пристального внимания как носитель христианского сознания. Осознают ли студенты духовную ценность данного деяния - сказать трудно, но интерес проявляется, когда студенты выходят на практику, анализируют результаты работы (выступления на конференциях, материалы выпускных квалификационных работ). Духовное становление молодого специалиста педагога формируется в процессе непосредственного контакта с детьми, когда приходит ответственность за жизнь и здоровье детей, за качество усвоенных знаний, за безконфликтное существование в рамках детского коллектива.

         Таким образом, можно заключить, что осознанная и творческая профессиональная деятельность, осуществляемая в целях познания нового или в интересах других людей, может считаться духовной практикой. В такой трактовке понятие «духовность» противопоставляется не понятию «материализм», а служит антитезой словам «эгоизм», «жадность», «похоть», «агрессия», «низменные инстинкты» и т. д.

Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является. Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:

- не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,

- не направлены на реализацию низших биологических потребностей,

- не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д.

         Нет надежды на улучшение человечества до тех пор, пока духовный идеал не выйдет на первый план и не займет центральное место в обучении как дома, так и в школах. Только это может быть решением труднейшей задачи преобразования мира, перед которой стоит человечество.

 

 

 Павлова М.Е.,

преподаватель социальных  дисциплин 

 

Имидж педагога  как средство духовно-нравственного воспитания

 

«Путь к духовности – поиск истины, добра и красоты»

Платон

 

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, казалось бы, не новы и, так или иначе, всегда были отражены в образовательном процессе и воспитательной работе образовательных учреждений. Тем не менее, как показывают события последних лет, у россиян,  особенно у молодого поколения, очевиден огромный провал в воспитании нравственности, социологи даже говорят о «духовном обнищании» населения.

Для России это особенно чувствительно и обидно, ведь потенциал духовной культуры у нас огромен, опыт нравственного воспитания в отечественной педагогике большой.

Конечно, здесь имеет значение и определенный исторический период в развитии нашей страны, и отсутствие целенаправленной политики государства в этой области, недостаточное внимание уделяется работе с семьей, шокируют ценности, проповедуемые в СМИ. Все это привело к трансформация нравственных процессов в школьных социумах, в сфере профессионального образования.  Недавние события в разных регионах страны, красноречиво свидетельствующие о нравах, царящих в семьях и среди школьников, очень наглядно иллюстрируют отношения в нашем обществе, говорят о  явных пробелах в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственный потенциал человека - это, конечно же, во многом результат воспитания в семье, но важна и роль социума. Значение воспитательного процесса в образовательных учреждениях трудно переоценить. И речь идет не только о систематической продуманной воспитательной работе. Авторитет учителя, обаяние его личности являются одним из важных средств воздействия на ученика, формирования его уровня культуры. Особенно, на мой взгляд, это значимо для сегодняшнего поколения молодых людей, воспитанного и растущего в виртуальном мире.

Как говорят, воспитать счастливого человека может только счастливый, также и воспитать духовную, нравственную личность может только духовно-нравственный человек. Поэтому для педагогических профессиональных учреждений вопрос духовно-нравственного воспитания имеет, как минимум, двойное значение. Наша задача – не только повлиять на развитие духовной культуры студентов, но и заложить этот потенциал как необходимую профессиональную компетенцию.

Одним из современных средств воздействия на личность ученика является имидж педагога. Традиционно имидж рассматривается как маска, несущая в основном визуальную нагрузку. Но для учителя, находящегося в длительном контакте с  учениками,  он не может быть только маской.  Поэтому важно рассмотреть и внутреннюю составляющую имиджа, т.е. личностные  и профессиональные характеристики учителя.

В процессе работы со студентами педагогического колледжа  по  формированию их профессиональных качеств, важно донести значимость духовной составляющей имиджа учителя, причем не просто декларировать приоритет нравственных ценностей, а убедить молодых людей видеть «выгоду» для них работы над собой в этом направлении, показать, что это сказывается и на внешнем облике, и на их авторитете в глазах учеников.

Вводя в учебный процесс уроки на тему «Духовность - основа создания достойного имиджа учителя», я испытывала сомнение, как это будет воспринято, не вызовет ли скуку, не оттолкнет ли интерес к предмету. Но одновременно была уверенность  в том, что не говорить об этом нельзя.      Опыт общения с первокурсниками показал, насколько это важно для них: кому-то следовало разобраться в понятиях, кому-то услышать об этом не через обязаловку и нотации, а в дискуссии, чтобы потом пересмотреть свои взгляды на отношения в современном  мире. И я была приятно удивлена, когда опрос студентов, нужно ли об этом говорить и актуально ли понятие духовности сейчас, показал, что практически все отвечают положительно и только часть сомневается и их сомнения связаны с нечетким или очень узким восприятием этого понятия (многие понимают это как «что-то, связанное с религией»). 

При знакомстве с понятием духовности можно использовать различные формы уроков: анализ понятия, дискуссия на тему, обсуждение цитат, разбор ситуаций, упражнения по этикету.

Например, разбирая, что такое духовность, мы проводим анализ понятия, сравнивая его определение в различных научных источниках. Так, в словаре под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М., 1990) читаем следующее: духовность с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух  фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью – вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающей его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. С духовностью соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Духовная культура включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

Рассматривая этот  вопрос, можно использовать и такую форму занятия, как «обмен цитатами»: студенты подбирают высказывания на тему и высказывают свои мнения. Например:

"Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души".Ч. Колтон.

«Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред». Я. Корчак.

Красивый имидж - условие духовного здоровья и себя, и окружающих.

Мы организуем дискуссию или проводим опрос:

- Как вы понимаете понятие «духовность»?

- Актуально ли оно для современного мира?

- Духовный человек – современный человек?

- Считаете ли вы себя духовной личностью?

Затем акцент делается на нравственных категориях как составляющих духовной культуры личности. Основная задача этой части обучения - донести мысль о том, что достойный имидж невозможен без соблюдения нравственных принципов.

Для категории студентов, ориентированных на внешний эффект имиджа, нужно показать-доказать, как влияет уровень духовности личности на внешний облик, мотивируя их на работу над собой.

При рассмотрении вопросов духовно-нравственной культуры очень важно, чтобы эта работа не оставалась темой одного урока, здесь эффективен комплексный подход, поэтому нужно возвращаться к ней и в процессе дальнейшей работы, в том числе и на других предметах. Например, при проведении тренингов по общению мы разбираем ситуации, ориентированные на нравственный выбор, на уроках конфликтологии - упражнения по этикету. И в этой работе необходимо показать, довести до сознания молодого человека, что это не просто «так надо», а инициировать его духовную работу над собой: давайте вместе подумаем, зачем тебе это надо, как лично для тебя, для твоего авторитета это значимо.

И еще очень важный аспект в духовно-нравственном воспитании учащихся. Он очевиден, но для многих, к сожалению, только теоретически. Педагогу без личного примера нельзя. Мы сами должны демонтировать, а в идеале иметь такой тип отношений: нравственное и человечное отношение друг к другу, к коллегам, ученикам, окружающим.

Но практика взаимоотношений в педагогических коллективах очень сложна. Конечно, можно всегда найти этому объяснение, причины объективные, субъективные, не всегда от нас зависящие… На самом деле причины всегда субъективны, они в нас, мы сами делаем выбор. К сожалению, не всегда с позиций нравственности. Кто-то не хочет, кто-то не может, не считает нужным. Если учитель не умеем работать над своей духовной культурой, его надо учить. А если не хочет? И здесь становятся актуальны вопросы формирования духовно-нравственной культуры самих педагогов, морально-психологического климата в коллективе.  Хочется обратить внимание руководителей образовательных учреждений: без отслеживания этой ситуации, акцентирования на ней внимания, определенной работы современного менеджмента в образовании в этом направлении, реализовать идеи духовно-нравственного воспитания невозможно, если, конечно, вопрос воспитания действительно приоритетен, а не формален.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения