Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

 

 

Из архива ИПК

 

Осипова Ю.Ю.,

преподаватель психологии

 

Родители и новые стандарты начального общего образования

 

Летом, в конце учебного года мне, как преподавателю и руководителю педагогической практики студентов, предложили принять участие в изучении новых ФГОС начального общего образования, вводимых в нашей стране с 1 сентября 2011 года и подготовить выступление на интересную для меня тему.

Подходить к вопросу формально не хотелось, тем более что новые стандарты интересовали меня, прежде всего, не как педагога, а как маму будущей первоклассницы. Поэтому я решила проанализировать отношение родителей к новым стандартам. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Учебный год в школах уже закончился, опрос мнения родителей организовать невозможно. Остается одно – интернет!

Но, к моему разочарованию, в интернет-сообществе практически отсутствовало обсуждение ФГОС начального общего образования родителями. Новые стандарты начальной школы обсуждались учителями, хотя тоже не слишком активно. В основном информация о новых стандартах была представлена в виде интервью чиновников Минобразования и разработчиков этих ФГОС (они говорили о преимуществах и новаторстве стандартов 2-го поколения), разъяснений для родителей, размещённых на сайтах конкретных школ, а также в виде методических материалов по внедрению и реализации ФГОС 2-го поколения.

В чём же причины «пассивности» родителей (вспомним, что проекты стандартов старшей школы в это же время обсуждались родителями очень оживлённо и страстно). На мой взгляд, существует несколько причин:

-     Во-первых, низкая информированность родителей о введении и содержании новых стандартов. В отличие от стандартов старшей школы, они не обсуждались в СМИ. О том, что с 1 сентября 2011 года первоклассники будут учиться по новым стандартам, обычно сообщали на родительском собрании в школе, при этом характеристика новшеств и изменений была максимально общей и неконкретной. Мой опыт общения с родителями первоклассников и детей, идущих в школу через 1-2 года, показал, что никто из них не знал (или недостаточно осознавал), что их дети будут учиться по новым образовательным стандартам.

-     Во-вторых, похоже, что родители недостаточно осознают роль стандарта в процессе обучения ребенка, особенно в начальной школе. Интерес к стандартам старшеклассников вызывается, по моему мнению, беспокойством родителей об успешной сдаче ЕГЭ, поступлении в вуз, а это во многом зависит от того, чему и как будут учить ребенка в  старшей школе. Есть конкретная цель – есть интерес. Какую цель видят родители в обучении ребенка в начальной школе, в чём их «интерес» - это вопрос для изучения!

-     В-третьих, на мой взгляд, даже при желании, В своём большинстве родители не могут самостоятельно разобраться в особенностях стандарта, критически отнестись к нему (об этом ещё будет сказано ниже).

-     В-четвёртых, апробация стандарта проводилась всего 1 год в отдельных школах, соответственно, опыта применения новшеств немного. Имеющиеся отзывы чиновников оптимистичны, отзывы учителей, принимавших участие в апробации стандартов неоднозначны (много проблем – не ясно, как работать, большая загруженность; непродуманность организации, финансирования и т.п.). Отзывов родителей из этих школ нет.

Что ж, из этих материалов внятного выступления не получится. Придётся опереться на собственное, личное отношение к стандарту. Попробую выразить своё отношение к стандарту с одной стороны, как простого родителя, мамы, с другой стороны, как родителя, «отягощённого» многолетним опытом преподавания основ педагогической и возрастной психологии будущим учителям, опытом руководства их педагогической практикой.

Итак…

Родитель: «Если это сбудется – это прекрасно!»

Общие цели – замечательны! Производит впечатление учёт возрастных и индивидуальных особенностей, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (а мой ребенок относится к этой категории детей)!! Провозглашается участие обучающихся, их родителей в разработке основной образовательной программы. Значит, не только мой ребенок и мы, родители, будем подстраиваться под требования школы, но и школа готова идти навстречу, быть гибкой! Здорово!

Педагог: «Наконец-то!»

Неужели давняя мечта о реализации деятельностного похода начинает сбываться?! А провозглашение (правда, в который уже раз) преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего и других ступеней образования?! А «расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методики обучения, методов оценки» и т.п.?! Здорово!!!

Но если подумать о том, как эти прекрасные идеи будут реализовываться в РЕАЛЬНОСТИ, в нашей с вами реальной школе?! И тут возникают вопросы и сомнения.

Родитель: « Совершенно не поняла, что такое системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Так сложно, «заумно» и много написано! А уж эти «предметные», «метапредметные» результаты!!! Не разберу!»

Педагог: « Кстати, я тоже! На мой взгляд, нет стройности в изложении системно-деятельностного подхода, неясно, чьи научные идеи лежат в его основе. Есть термин «учебное действие», но нет понятия «учебная деятельность». Хотелось бы уточнить теоретические основы!»

Родитель. Совершенно непонятно:

-     Внеурочная деятельность обязательна или нет? Как она встраивается в учебный процесс? Куда будет ходить мой ребенок и с кем? Не превратится ли внеурочная деятельность в дополнительные и обязательные уроки? И выдержит ли мой ребенок в таком случае эту нагрузку?

-     Как реально будут составляться индивидуальные учебные планы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Будет ли школа, точнее, обязана ли она, проявлять инициативу в построении индивидуального образовательного пути моего ребенка?

-     Требования к условиям реализации основной образовательной программы захватывают дух от восторга – помещения для занятий музыкой, изо, хореографией, для проведения экспериментов!!! Только много ли у нас таких школ? Или в стандарте не определено, что эти помещения должны быть, а лишь утверждается, что если они есть, то должны соответствовать определенным требованиям? Но как же тогда будут реализовываться те прекрасные планы о формировании этих чудесных умственных действий и т.д. и т.п.??!!

Педагог. Предполагаемые требования к результатам образования (личностные, метапредметные, предметные), возможно, прекрасны, но их понимание требует от учителя очень хорошей базовой психологической подготовки. Представляется, что за один год всем учителям непросто было понять и принять идеи формирования умственных действий. Эти цели требуют хорошо отработанной, проверенной технологии обучения, проработанных методических пособий, учебников, тщательной подготовки учителя. Готова ли каждая школа, учителя, администрация совершить обдуманный, методически выверенный выбор учебных комплектов? Готовы ли учителя по ним работать?

И ещё. Содержание основной образовательной программы не может не поразить! С замиранием сердца перечитываешь все 9 позиций, обязательных к исполнению (несколько сокращу их названия):

-     Пояснительная записка,

-     Планируемые результаты освоения ООП,

-     Программа формирования универсальных учебных действий,

-     Программы отдельных предметов

-     Программа духовно-нравственного развития,

-     Программа формирования здорового образа жизни,

-     Программа коррекционной работы,

-     Система оценки достижений.

Представим себе объём бумажной работы учителя! А нужно ли столько бумаги?! Не потеряем ли мы за ней конкретных детей?!

Итак, введённые ФГОС НОО вызывают не только интерес, но и много вопросов, требующих не просто разъяснения, а более точного научного обоснования, большей проработанности и вдумчивой подготовки. Пока складывается впечатление хорошей, умной идеи, но торопливо и не всегда продуманно внедряемой в реальную жизнь. А ведь этой жизнью будут жить не только учителя, администрация школ, родители, но и наши дети!!!

Кстати, о детях. Да, в стандарте, представлен «портрет выпускника начальной школы», но это, как известно, идеал. А каковы наши реальные дети, те, кто приходит сейчас в первый класс? Каковы их реальные возможности, особенности, реальные потребности? Чем они отличаются от сверстников, поступавших в школу 10, 20, 30 лет назад? В предложенном стандарте новации объясняются новыми требованиями общества, новым «социальным запросом». А каковы «требования» наших детей и есть ли у них внутренние, психологические предпосылки для освоения предлагаемого стандарта? А каков «запрос» родителей? Совпадает ли он с запросом общества вообще?

Безусловно, идеи, положенные в основу стандарта (прежде всего идеи формирования умения учиться) в большей степени соответствуют психологическим особенностям младшего школьника, чем прежний, традиционный взгляд на цели и задачи образования. И нам, родителям, нужно быть уверенными в том, что и реализовываться эти идеи будут так, что в школе нашим детям будет комфортно, интересно и радостно!

Вот такое получилось сообщение, но, к сожалению, выступление не состоялось. Прошло лето, дети начали учиться по новым стандартам, и в интернете стали появляться первые отзывы родителей. Не много, но появились. Для анализа и обобщения ещё маловато. И всё же, оказалось, что беспокоит их то же, что беспокоило и меня: дети перегружены, несвободны в выборе и посещении внеурочных занятий, что внеурочные занятия – тот же урок. Что нравится? Интересные внеурочные занятия в некоторых школах.

Родителям важно и нужно говорить о школе, о том, какой они её видят и какой хотели бы видеть. Так мы сформируем свой «социальный заказ». Ведь мы видим в наших детях не просто будущих членов общества, профессионалов, работников, успешных, образованных и компетентных людей. Мы видим людей, живущих «здесь и сейчас»: радующихся и горюющих, энергичных и утомленных, трогательных, искренних, открытых миру.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения