Семья и семейные ценности

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Семья и семейные ценности

 

 

Семейные ценности

   Сегодня Россия переживает тяжелую ситуацию во всех сферах: политическая, экономическая, социальная, экологическая. За последние десятилетия необычайно снизился нравственный и моральный уровень человеческого общества: злоба, вражда, преступность, непримиримость, неподчинение детей родителям, учащихся учащим, подчиненных начальникам.

            В настоящее время в семьях, в школе, общественных местах можно наблюдать неприглядную картину со стороны детей, подростков, юношества. Их поведение оставляет желать лучшего. Многие дети свою волю ставят выше воли взрослого: матери, отца, учителя. Не многие родители могут сказать, что довольны своими детьми.

            Ситуация сложившаяся сегодня в России признается обществом критической, так как материализм исказил все формы жизни. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия, не легким бременем легли на не окрепшие детские души. Средства массовой информации, являясь средствами растления детей, молодежи,  разрушают традиционные культурно – нравственные ценности российского общества: веру, добро, милосердие, великодушие, патриотизм.

       Распространенность нервно – психических заболеваний среди детей и подростков достигла небывалого уровня: дети сквернословят, начинают курить, пробуют алкоголь, срывают занятия в школе, прогуливают их, агрессивно ведут себя с товарищами и педагогами. Случаи избиения сверстников и взрослых фиксируются на телефоны, выкладываются в интернет.           

           В России по официальным данным погибают в год до 2 тыс. детей. За последнее десятилетие показатели наркозависимости среди молодежи возросли в десятки раз. В плену наркомании находится примерно 2% населения России, причем более полумиллиона - это дети и подростки. Врачи и ученые утверждают, что проблема наркозависимости имеет не только телесные, но  и душевные, и духовные корни. Причем духовная сторона является главной и решающей.

 

       Культурно – историческому, духовному наследию страны нанесен такой урон, который в качественном отношении не идет в сравнении не с загрязнением рек, не с вырубкой лесов, не с экологией.            

        В общественном сознании резко понизился статус таких понятий как нравственность, добро, красота, любовь, профессионализм, духовность, патриотизм, образованность, культура.  Наше государство за последний век пыталось создать культуру общества без веры, без сердца, без совести, без нравственности. И эта бездуховная, бессовестная культура показывает нам сегодня свои результаты: разврат, насилие, вседозволенность, вражду, нетерпимость, агрессию. И как следствие уничтожение института школы и семьи. В Госдуме пытаются провести  так называемый «Ювенальный закон», который позволит забирать детей из семьи.

Украинская Дума не провела этот закон, а  у нас все как-то тихо проходит, без общественного обсуждения, но уже в метрополитене висят объявления с телефонами доверия, по которым дети могут звонить.

            Материальное благополучие является главной целью человеческого бытия. Но отсутствие ясного осмысления своей жизни всегда создает в душе человека ничем не заполняемую пустоту. Русский педагог К. Д. Ушинский высказал однажды глубокую мысль: «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понимания смысла жизни – и это будет несчастный человек».

         Сокровища Православия – неотъемлемое достояние русской культуры. Латинское слово «культура» означает обработку земли, растений, возделывание почвы. Поэтому не случайно юную душу сравнивают с растением.

        Изначально Русское государство развивалось в лоне православной веры. История России – это прежде всего история Святой Руси, ибо судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от духовного состояния его народа.

        Педагогика есть совместный путь педагога и ученика к духовно – нравственному совершенству, это наука, изучающая объективные законы душевно – духовного развития человека. Педагогика – это наука, искусство, философия и психология. Поэтому задача современного образования – это забота о том чтобы наши дети были богаты прежде всего благочестием, целомудрием, милосердием, чувством ответственности, долга, патриотизмом.  Росли настоящими патриотами  России.

       «Причина кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с культурно – историческим прошлым, нарушение связи между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности семья не выполняет исконной своей функции: передача подрастающим поколениям духовно – нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания, как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».

            Ситуация сложившаяся сегодня в России признается обществом критической, так как материализм исказил все формы жизни. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия, не легким бременем легли на не окрепшие детские души. Средства массовой информации, являясь средствами растления детей, подростков, молодежи,  разрушают традиционные культурно – нравственные ценности российского общества: веру, добро, милосердие, великодушие, патриотизм.

 

 

Воспитание в царской семье

 

          Весьма трогательны житейские неумелые заботы молодого отца о родившейся дочке: «Конечно, я присутствовал при ванне нашей дочки. Она большой ребенок, десять фунтов весу и пятьдесят  пять сантиметров длинны. Почти не верится что это наше дитя! Боже, что за счастье!» С возрастом Ольга выросла «отцовской дочкой» унаследовала не только форму глаз, немного вздернутый романовский нос, замечательную физическую силу, но и сформировала сильный, твердый характер.

        «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему.» Так начинается роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Так можно было начать рассказ и о семье последнего русского царя. Их счастье было в детях, их боль в неизлечимой болезни единственного сына, но и эта боль их сближала, а не отдаляла, превратив маленький мир их семьи в круг единомышленников.

       «Всего лучше чувствовал себя Николай II в тесном семейном кругу. Жену и детей он обожал. С детьми состоял в тесных дружеских отношениях, принимал участие в их играх, охотно совершал с ними прогулки и пользовался с их стороны горячей, неподдельной любовью. Любил он по вечерам громко читать русских классиков в семейном кругу. Вообще более идеальной семейной обстановки, нежели та, которая была в царской семье, представить себе нельзя. На почве общего разложения семейных нравов, как русского, так и западноевропейского обществ, семья русского самодержца представляла столь же редкое, сколь и сияющее исключение» - так охарактеризовал царскую семью в своих воспоминаниях начальник Канцелярии Императорского двора А.А. Мосолов.

      Родители делили детей по старшинству: на старших и младших. Ольга и Татьяна имели одну спальную комнату, младшие девочки жили в другой. Все спали на одинаковых узких постелях, над каждой из которых висели многочисленные иконы. Если княжны были здоровы, то им полагалось принимать прохладную ванну, а вечером – теплую. Мать одевала дочерей по принципу «двух пар», подбирая цвета платьев так, чтобы они были одинаковы у старших и младших. Но любимым нарядом неизменно оставалась матросская форма – знак их привязанности к яхте «Штандарт», с которой были связаны самые лучшие дни.

        Жизнь детей шла по установленному порядку. К завтраку собиралась вся семья, затем следовали уроки. После этого полагалось гулять. Зимой девочки катались на коньках и санках, а летом любили проехаться на велосипеде.        

       Верная своим привычкам, императрица не позволяла дочерям сидеть без дела – после прогулки под ее руководством они занимались рукоделием, учились вязать, вести домашнее хозяйство, рисовали. В 5 часов подавался чай, после которого девочки шли на вечернюю прогулку. К 8 часам вечера сходились к семейному обеду, правда, на него, если присутствовали посторонние, допускались только старшие дочери, младшие обедали с гувернантками в детской.

       «Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек. Она проявляла свой авторитет только при первой необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их, если они шалили и смеялись. Ей также нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий» - вспоминала фрейлина императрицы С. Буксгевден.

         В царской семье в основе воспитания лежала глубокая религиозность родителей, которую они сумели передать детям. Православие учит, что вера без добрых дел – мертва и девочки  вместе с матерью  много занимались благотворительностью. Из скромной суммы в 15 рублей, которую они ежемесячно получали на руки, половина уходила на милостыню бедным в храмах.

       С началом войны Ольга и Татьяна под руководством заведующей Дворцовым госпиталем, доктора медицины княжны В.И. Гедройц, прошли двухмесячный курс сестер милосердия. Началась их работа в госпиталях. Вместе с матерью они помогали на операциях при ампутации конечностей, делали перевязки, уколы, ухаживали за раненными.

          Надо отметить, что в воспитании Алексея, формировании его характера и привычек большую роль сыграли простые, подчас малограмотные люди: боцман Деревенько, матрос Нагорный, няня Мария Вишнякова. Но, конечно, самыми близкими и дорогими были для Алексея родители и сестры.

           Письма к отцу, матери, сестрам откровенны и по-детски наивны. В них живо ощущается домашняя, заботливая атмосфера, окружавшая мальчика. Это видно во всем, начиная с обращения сестер к брату: «Душка маленький Алексей». В семье вообще любили уменьшительные имена, Алексею повезло больше всех. Отец в дневнике называл сына «наше маленькое сокровище», мать звала еще нежнее: Бэби, Агунюшка, Крошка, Солнечный лучик. Свои письма родителям Алексей подписывал: «Любящий тебя шалун». Эта приписка у них была своего рода паролем. Он менялся в каждом письме. «Шалун», «Непокорный», «Невозможный», «Неповторимый», «Упорный». Детская игра о которой потом вспоминают всю жизнь!

        Осенью 1915 года Николай II взял Алексея в Ставку. Впервые он надолго покинул мать, сестер и поехал с отцом на исконно мужское дело – войну.
В Ставке они жили в одной комнате, обстановка которой состояла из походной кровати и нескольких стульев. Отсюда, из Могилева, царевич вместе с отцом выезжал в расположение войск и даже был награжден Георгиевской медалью 4 степени.

Флигель – адъютант императора Мардвинов А.А.: «Несмотря на добродушие и жалостливость,  царевич Алексей,  без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером».

«Вам будет с ним труднее справиться, чем со мной» - сказал государь одному из своих министров.

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения