ИПК

- филиал ГОУ ВО МО ГГТУ 

Европейское качество образования

Бирюкова В.Ф.

 

 

Практическое занятие

 

 

 

Построение урока постановки учебной задачи в развивающем обучении

 

 

Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»


 

I.                  Ситуация успеха.

1.Самостоятельная работа. Урок начнем с самостоятельной работы. Рассмотрите записи на доске.

45= …+…

23=…+…

30*3=

20*4=

50*2=

23*4=

-Какое задание можно предложить к первым двум записям? (Заменить число суммой разрядных слагаемых).

- А какое задание предложить к остальным записям? (Вычислить значение выражений).

-Приступайте к работе. (Даем время.)

- Заканчивайте работу. Начинаем проверять работу. Слушаем Мишу. (Число 45 заменим суммой разрядных слагаемых 40 и 5).

- Назовите значение следующих выражений, кроме последнего. Какие умения вам потребовались для выполнения задания? (Умение двузначное число суммой разрядных слагаемых; умение умножать круглое число на однозначное).

- Поднимите руку, кто вычислил значение выражения 23*4. Почему этот случай умножения вызвал затруднение? (Еще не умеем выполнять такое умножение). Дана рефлексивная оценка.

- Как бы вы назвали этот случай умножения? (Умножение двузначного числа на однозначное). Учебную задачу записать в верхнем правом углу доски.

II.               Поиск способов решения.

-Как же будем умножать двузначное число на однозначное? Послушаем ваши рассуждения.  Все детские предложения выслушать и записать на доске.

1 уч-к 23 * 4 = 23 + 23 + 23 + 23 = 92

Уч-ль: оцените его рассуждения (Он прав.  Почему?) Кто рассуждал иначе?

2 уч-к: 1) 20 * 4 = 80   2) 3 * 4 = 12        3) 80 + 12 = 92

Уч-ть: Какой вопрос вы бы ему задали? (Откуда ты взял числа 20 и  3, ведь нам надо число 23?)

2 уч-к: Я заменил 23 разрядными слагаемыми 20 и 3.

Уч-ль: Проговори еще раз свое решение.

 2 уч-к: ……

Умеем ли мы умножать сумму на число? (Нет.)

Возник мотив предстоящей работы. С каким же свойством мы должны познакомиться, чтобы научить умножать двузначное число на однозначное?

Дети оценили свои возможности, достаточно ли у них имеющихся знаний для решения возникшей у них УЗ, каких знаний у низ не достает.(Значение умножения суммы на число).

Методика изучения свойства умножения суммы на число.

 

 

 

 


-Что вы видите на рисунке? (Квадратики).

-Как расположены квадратики (Рядами).

-Каким выражением запишем количество квадратиков в одном и том горизонтальном ряду (4+2=6).

- А сколько  таких рядов (3). Как узнать, сколько всего квадратиков на рисунке? ( (4+2*3) ).

- Прочитай это выражение. (Сумму чисел 4 и 2 умножить на 3).

-Вычислите это значение этого выражение любым известным вам способом. Четко проговорите этот способ (я вычислил сумму 4 и 2; получил 6; 6 умножил на 3; получил 18).

 Вопрос: а как по-другому можно посчитать, сколько всего квадратиков на рисунке? (Посчитать сколько всего зеленых квадратиков и сколько всего красных и сложить).

- Как узнать сколько зеленых, красных квадратиков?

 ( (4+2)*3=4*3+2*3=12+6=18).  Сделайте вывод: как сумму умножить на число?  (Можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты). После этого правило прочитать в учебнике.

Итак, для чего нам нужно было изучить это свойство? (Что бы научиться умножать двузначное число на однозначное).

-Как же мы будем 23 умножать на 4. (Заменим число 23 суммой разрядных слагаемых; получим 23*4=(20+3)*4 и полученную сумму умножим на 4; для этого каждое слагаемое умножим на 4 и полученные результаты сложим).

-Кто видит и подчеркнет в развернутой записи, где пользовались этим свойством?

-Выделим шаги в открытом способе действия:

1)    Заменяем двузначное число суммой разрядных слагаемых.

2)    Полученную сумму умножаем на число.

3)    Выполняем вычисление.

    Учитель должен переводить учащихся от ориентации на получение правильного ответа к ориентации на осознанное применение способа действия, т.е. постоянно осуществлять пооперационный контроль.

     Знания усваиваются только в процессе работы с этими знаниями, поэтому после открытия способа действия и закрепления его на нескольких примерах включаем учащихся в самостоятельную работу.

Организовываем работу в парах.

-Сейчас будете работать в парах. Предложенные примеры вам над решить (2 – 3 примера) самостоятельно с развернутой записью. Если не получается, можно обратиться за помощью к соседу. После того, как решите примеры, проговорите их друг другу и приготовьтесь проверять.

Заканчиваем работу. Слушаем  пару. Кто начнет отвечать? Класс слушает, после их ответа оценивает  рассуждения. Оцените их рассуждения.

    Содержательная итоговая рефлексия.

-На какой вопрос мы ответили на уроке? Как мы на него ответили? Или что мы хотели выяснить сегодня на уроке? Что нам удалось узнать? Что было самым важным на уроке?

Итоговая рефлексия – неполная, без эмоционального компонента:

 -Доволен ли ты своей работой? За что можно похвалить тебя или кто-то?

Уроки постановки учебных задач позволяют сформировать такие важнейшие учебные действия как действие оценки, благодаря которому дети оценивают свои возможности действовать, развивают способность точно знать свои возможности действовать, развивают способность точно знать о своем незнании или знании, умение провести границу между известным и неизвестным, умение сформулировать запрос на недостающее знание. На этих уроках формируем учебную самостоятельность детей, способность понять, что неизвестно, опознать задачу как новую, умение искать. Формируем контроль и самооценку как рефлексивные действия учащихся.

 

P.s. Первые четыре квадратика зеленые, последние 2 красные.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Урок в РО с Элементами исследовательской работы 1 класс

тема: «Таблица сложения однозначных чисел с переходом через разряд».

Учитель называет по одному сначала самые легкие примеры 2+2, 3+1, 4+4, 3+2, 5+1

А затем самое трудные 9+7, 8+7, 9+6,7+6

Почему вы сначала давали быстро, а при решении примеров отвечали медленнее

Назовите, а я запишу «легкие» примеры

2+2

3+1

А теперь назовите «трудные» с вашей точки зрения примеры

7+6

9+7

А как вы узнаете, какие примеры «легкие», какие трудные? Научите меня.

Все ли «трудные» случаи сложения вы назвали? Подумайте, как лучше их называть и записывать, чтобы не пропустить не повторить один и тот же пример дважды (начать складывать все однозначные числа с самым большим однозначным числом)

9+2 8+2 7+4 6+5

9+3 8+3 7+5 6+6

9+9 8+8 7+7

Рассмотрите таблицу и подумайте, почему таблица сложения с числами 8, 7, 6 короче?

Почему не записали 8+9, 7+8 …?

Никаких вычислений пока не выполняют.

Подумайте, что общего у всех чисел, которые будет получаться в ответах?

Какие это будут числа в сравнении с число 10? (Подсказка: числа в ответе будут тоже однозначные?)

Нельзя ли ничего не вычисляя, определить и записать хотя бы одну цифру в каждом из ответов этих примеров? Какую? Почему? (в ряде десятков дети проставят цифру 1)

А какие числа стоят в разряде единиц? Что еще заменили? (в ряде единицу получается число на 1 меньше того, что прибавляли)


 

Таблица заполняется.

Итак, совершили «открытие». Если к 9 прибавить 7, то в единицах будет 6,

значит, ответ 16.

9+7=16

Заполняется таблица с числом 9. Затем «залпом» записать ответы в таблице с числом 8.

О! Какое открытие вы сделали. Я теперь быстро найду все суммы в таблице числом 9.

(Теперь число в разряде будет на 2 меньше, чем-то число, которое прибавляет к 8, т.е. 8+3=11)

Почему? Как вы узнаете?

(Число 9 недостает всего одной единицы, и второе слагаемое отдает 9 только одну 1.

Числу 8 недостает до 10 двух единиц, следовательно, второе слагаемое отдает числу 8 две единицы и число в разряде единиц будет на 2 меньше второго слагаемого).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»