Методическая работа

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Методическая работа

 

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Т.Б.Шемина, преподаватель

 

Социализация личности – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Социализация предполагает умение ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации. При этом надо не потерять своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самосовершенствованию. Именно поэтому уже на протяжении многих лет образование ориентировано на гуманизацию, которая предполагает обеспечение личной включенности учащегося  в образовательный процесс, развитие стремления к самопознанию и самосозиданию.

Для эффективного выполнения трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога, у будущего учителя должны быть сформированы все компоненты социализации (Н.Ф. Голованова):

1.        Коммуникативный компонент, который вбирает в себя все многообразные способы и формы коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2.        Познавательный компонент предполагает освоение определённого круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений.

3.        Поведенческий – разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребёнок.

4.        Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к ценностям общества.

Так как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью, то именно в процессе учебной деятельности усваиваются важные знания, многие из которых (особенно по общим и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако учащийся усваивает не только те социальные знания, которые являются целью урока, не только те социальные правила и нормы поведения, которые декларируются педагогом. Школьник, учащийся или студент усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным» с точки зрения учителя. Это не опыт декларируемых правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия педагога с учениками, учащихся между собой, педагогов между собой. Он может совпадать с целями воспитания, а может противоречить им. Таким образом, форма совместности, реализуемая педагогами,  решающим образом определяет успешность социализации детей, подростков, молодежи.

Социализация личности студентов колледжа также напрямую зависит от особенностей организации учебной деятельности. Можно долго убеждать будущих педагогов в необходимости личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, в налаживании партнерских взаимоотношений, но если в процессе своей учебной деятельности они в основном сталкиваются с учебно-дисциплинарной моделью, то именно ее они и будут реализовывать в своей профессиональной деятельности.

То же самое с использованием методов и приемов в учебном процессе. Преобладание репродуктивных методов и приемов, где взаимодействие в процессе обучения строится на основе педагогического монолога и действия по образцу, не содействует тому, что, придя в образовательное учреждение в качестве учителя вчерашний студент, будет использовать диалоговые, игротехнические, исследовательские, проективные технологии.

Система подготовки педагогов должна базироваться на приоритете полисубъектных отношений в образовательном процессе. Только при условии психологической готовности самого учителя к гуманистически направленному взаимодействию у учащихся происходит развитие социальных умений и навыков личностно-ориентированного взаимодействия с окружающими.

Именно поэтому образовательный процесс в педагогическом колледже строится на основе методов активного обучения, к которым относятся:

·           дискуссионные методы (групповая дискуссия, «мозговая атака», «круглый стол, «интеллектуальная разминка»);

·           игровые методы (ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры);

·           социально-психологические тренинги (тренинг партнерского (делового) общения, тренинг личностного роста, социально-ролевой тренинг и др.);

·           практические занятия, коллективное решение креативных задач, анализ видеоматериалов, мастер-классы, которые направлены на развитие  навыков практической деятельности на основе имеющихся теоретических знаний студентов  и освоение технологий и методов работы с детьми и их родителями;

·           создание проектов – нацелены на приобретение студентами новых знаний на основе реальных задач практики, формирование у студентов специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска;

·           эксперимент – ориентирован на развитие активности личности в учебном процессе, побуждает к творческому использованию системы знаний и умений, учит самостоятельно формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою деятельность, осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.

В основе обучения – деятельностный подход, направленный на обеспечение возможности для студента  понять источники и основания приобретаемых знаний, осмыслить их общекультурное значение и функции. Важнейшими параметрами такой организации обучения являются преобладание самостоятельной и  практической, творческой деятельности.

Необходимо выделить следующие организационно-педагогические условия успешной социализации студентов колледжа в процессе учебной деятельности:

·                отбор содержания образования, охватывающего новые современные представления в области педагогики, психологии;

·                отбор эффективных форм, средств, методов и технологий анализа и освоения учебного материала;

·                включение студентов в разнообразные формы активной, самостоятельной работы с учебным материалом и формы делового практического сотрудничества.

·                применение и реализация в обучении вариативных форм и технологий проведения практических занятий;

·                оснащение учебной работы необходимыми методическими и техническими средствами.

Вся работа, направленная на успешную социализацию студентов в процессе учебной деятельности, напрямую зависит от готовности коллектива колледжа к реализации поставленных задач. Для этого организовано постоянное повышение квалификации педагогов, и каждый из них прилагает немалые усилия по самообразованию.

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения