Духовно-нравственное воспитание школьников
средствами музыки религиозной традиции
преподаватель музыки и пения
Н.В. Тормозова
В настоящее время, в период социальной перестройки, проблема духовно- нравственного воспитания школьников стоит чрезвычайно остро. Неоспорима роль искусства в решении данной проблемы. Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающегося человека в семье, школе и обществе оказывает музыка.
В связи с этим, трудно переоценить роль учителя музыки в общеобразовательной школе, ведь в процессе воспитания эстетических чувств он может сформировать неприятие безнравственности в любом ее проявлении. Осуществить это можно на высоких примерах художественных произведений музыкального искусства, которыми являются лучшие образцы музыкального фольклора, произведений композиторов-классиков и более всего - церковная музыка, которая особенно важна для подлинного духовно-нравственного воспитания детей.
Это подчеркивали в своих высказываниях великие педагоги прошлого, включая и тех, на чьи труды опирается современная дидактика. Например, К. Д. Ушинский утверждал, что «современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая…»[3.с.25]. К.Д. Ушинский оставил нам щедрое наследство, но не всем известно, какую огромную роль в его педагогическом учении играла православная вера.
Самая главная его идея - построение образования и воспитания всех сословий русского общества на основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической, педагогической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего поколения от крестьянского сына в самой глухой деревушке до наследника престола - воспитания, призванного связать воедино весь русский народ.
За последнее время человечество пыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания, без совести, и сегодня мы видим результаты этой попытки. Поэтому так важны пути преобразования духовного мира подрастающего поколения через приобщение к богатствам мировой классики и русской национальной культуры. «Русская национальная культура в своих высших проявлениях органически связана и тесно взаимодействует с Православием, ибо религиозно – нравственный фактор является основой, стержнем каждой национальной и всей общечеловеческой культуры», - утверждал игумен Иоанн (Экономцев)[2.с.18]. Воспитывая детей на музыкальной культуре своего народа, основывающейся на православном христианском учении, мы можем возродить и развить генетически присущие русскому народу «всечеловечность» и «отзывчивость», что лежит в основе духовно-нравственного развития личности.
Опыт веков показывает: пока воспевала Русь святые церковные песнопения – она уверенно стояла на двух континентах. Сегодня мы вновь обращаемся к церковному пению, способному облагородить душу человека.
Русское церковное пение занимает особое место в истории искусства. Оно имеет за собой десятивековую историю. До наступления эпохи VII - X веков церковное пение было строго вокальным искусством, исключительно мелодическим. Все усилия по его созиданию были направлены на развитие начал церковного осьмогласия, являющегося выражением подлинной сущности действительно церковного пения и его настоящего содержания. Составителями как древних напевов, так и церковных песнопений были люди, просиявшие мудростью церковного устроения, благочестием, святостью жизни, а также и различными духовными дарованиями. Церковное пение служит средством выражения чувств человека. Им раскрываются лучше, чем словом, чертами лица и жестами, самые глубокие, благороднейшие, возвышенные душевные состояния, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Святой Иоанн Дамаскин внес неоценимый вклад в развитие системы церковных песнопений. Важнейшим его сочинением был Октоих - восьмигласник. Восемь гласов знаменного распевания есть восемь образов молитвы, восемь молитвенных состояний.
Характерной чертой церковного знаменного распева является неразрывная его связь со словом молитвы. Основой и исходной точкой мелодики и ритмики служит церковное чтение. Оно является составной частью песнопения: будь то речитация на одном звуке, повышение или понижение голоса в начале и конце предложений или опевание концовок. Из этих элементов церковного чтения вырастает мелодика знаменного распева.
Церковный знаменный распев - неоценимое по художественным красотам музыкально-певческое достояние Русской Православной Церкви. Мелодии знаменного распева носят в себе черты внутренней силы, внушительности, бодрости, энергетической выразительности. Именно эти интонации характерны для песен народного фольклора. «Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, была так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа. Если вообще религия не живет обособленной жизнью, а переплетается со всеми культурными отношениями, то неудивительно - так Древняя Русь была насыщена религиозной атмосферой, что Церковь и народность стали как бы нераздельны в ней и что, следовательно, церковное искусство старой Руси было ее народным искусством» (А. В. Преображенский)[2.с.40].
Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение. Церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством Руси Великой, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность русского народа.
Человеку, живущему в миру, необходима и народная, и церковная, и классическая музыка, выражающая многообразие возвышенных человеческих чувств и настроений. Русские композиторы М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Кастальский и другие отечественные композиторы-классики, в совершенстве изучившие народно-песенный склад русской музыки, усвоившие и характер церковных распевов, предпринимали, каждый в своем роде, опыты их гармонизации. Классическая музыка передает богатый внутренний мир человека, несет людям радость, веру в добро и справедливость. Произведения как русских, так и зарубежных композиторов являются прекрасным воспитательным средством для подрастающего поколения.
В последнее время наряду с коренными социальными преобразованиями начались благотворные перемены и в системе просвещения. В школьной практике можно встретить немало по-настоящему творческих учителей, которые создают авторские программы и успешно реализуют поставленные в них задачи духовно-нравственного воспитания детей средствами музыки с опорой на русские национальные традиции.
Главным основополагающим принципом построения таких программ становится принцип параллельности между духовной музыкой и русской музыкальной классикой, а также принцип комплексного введения духовной музыки в единстве со всеми направлениями религиозного искусства и русской историей.
При интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, школьники научатся красоте человеческого общения, высокой нравственности, разовьют музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию, культуру речи. Музыкальный опыт учащихся будет базироваться на здоровых музыкально-поэтических образцах, что обеспечит их нравственную и эстетическую ориентацию в огромном потоке музыкальной информации.
В детстве и юности важнее всего напитать душу, и тут нужно использовать все мировые достижения в области музыки, литературы, искусства. В практике занятий с молодежью о. Серафим (Роуз) широко и свободно использовал все возможные средства для образования молодых душ в добре, в поиске истин православия. Он писал, что «в борьбе с духом мира сего мы должны воспользоваться всем лучшим, что он создал…, и грех этим не воспользоваться».
Список литературы
1. Лада О. В. О церковном пении. Сборник статей. - М, 1997.
2. Лазарева Т. Красота спасет мир. Учебно- методическое пособие для православно-ориентированных школ и педагогов. - М.: «Артос- Медия», 2006.
3. Ушинский К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге (Под общей редакцией Е.П. Белозерцева). - М.,1994.
4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. – М: «Про- Пресс», 2000.
Народная музыкальная культура как фактор воспитания и развития личности подростка
Преподаватель музыки и пения
Н.В. Тормозова
В XXI веке становится все более очевидным, что дальнейшее цивилизованное развитие человека напрямую зависит от возможности взаимодействия разных типов культур. Чтобы создать полноценные жизненные условия настоящему и будущему поколению, человечеству необходимо сочетать прогрессивные достижения современной цивилизации с уникальным опытом, накопленным традиционной народной культурой.
Эти актуальные идеи нашли отражение в законодательно определенных приоритетах системы современного образования. Среди них: развитие национальных культур; особенности региональных культурных различий в условиях многонационального государства; формирование личности, интегрированной в национальную и мировую культуру; воспитание в подрастающем поколении гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Культура, которая с давних времен накапливала и передавала из поколения в поколение формулы знаний, необходимых для сохранения и продления жизни на земле, называется фольклором (староангл.folk-lore – народная мудрость). Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
В современных условиях возрастает интерес к музыкальному фольклору как выразителю национального самосознания. Музыкальный фольклор тесно и органично связан с жизнью человека от его рождения и до смерти, с обычаями и обрядами, рождением и воспитанием детей, приобщением их к интересам семьи и общества.
Воспитание молодежи средствами народной музыки является актуальным. Во-первых, это связано с расцветом средств массовой информации и возникающей необходимостью межнационального взаимопонимания культур других народов. Во-вторых, в связи с возрастающей потребностью изучения своих корней, тяги к народному искусству, имеющего места в обществе.
Педагогическое и воспитательное значение народной музыки, а особенно песен, заметили еще наши предки.
Корни русской народной песни уходят в далекое прошлое, в них отражается героическая история нашего народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.
Песенный фольклор наиболее реалистический музыкальный жанр: «О чем не поплакал, про то не споешь», — говорится в русской народной пословице. Напевы народных песен рождались как естественные душевные проявления человека, поэтому их поэтический текст носит философский, воспитательный характер, помогает раскрыть психологическое состояние человека, его души.
С особой силой фольклор обогатил творчество русских композиторов - классиков. Русская песня явилась фундаментом, на котором выросла национальная классическая музыка. Творчество М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и П.И.Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.
Исследования показывают, что русская народная песня обладает большими образовательно-воспитательными возможностями. Через песни своего народа подрастающему поколению передаются нравственные, эстетические и религиозные понятия, ценности и традиции.
«По силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родною нам народной песней», - говорил известный русский педагог С. И. Миропольский [4.с.21]. Видный ученый, академик Б. В. Асафьев высоко ценил воспитательные возможности народной песни. Он писал: «...необходимо поддерживать … восприятие народно-песенных ритмов и мелодики, но только не в виде окаменевших пластов... Не надо бояться художественных обработок. Отбор и проверка содержания музыкального материала должны быть основаны на живом восприятии и непосредственной оценке обществом. Что им принято — то и можно пустить в дальнейшую работу, что не принято — оставить, отложить в сторону»[4.с.22].
Педагогическая и воспитательная ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру.
Процесс сохранения песенных традиций народного искусства – тот базис, на котором может быть основано воспитание человека, способного охранять и воспроизводить ценности прошлого.
В нашем колледже более 30 лет существует и плодотворно работает ансамбль русской песни «Россияночка» под руководством П.М Азарова и Н.В. Тормозовой Главные задачи коллектива - воспитание чувства национальной гордости, сохранение культурного наследия, преемственности и вовлечение в художественное творчество новых участников. Руководители коллектива прививают учащимся интерес к народному песенному творчеству, создающее красоту своеобразными выразительными средствами, образной символикой и поэтикой.
Ансамбль состоит из студентов разных курсов. Немногие из них имеют определенные певческие навыки. Но в основном, это те, кто впервые соприкоснулся с пением, с русской песней. В репертуаре коллектива: русские народные, казачьи песни, авторские песни композиторов Подмосковья.
Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм – все эти элементы ярко отражают национальные особенности русского характера.
Поэтому, исполнение народных песен, предоставляет участникам коллектива возможность побывать в роли народного образа, а умение оценивать то или иное явление стимулирует способность «самовыражаться» на языке интонации.
В процессе пения народных песен приобретается самостоятельность в определении характера и жанра песни, в нахождении оттенков настроений. Все это способствует состоянию творческого поиска, а отсюда – интерпретация и импровизация (полная внутренняя свобода, раскрепощенность, оригинальность).
Исполнение народной музыки меняет у подростков мировосприятие, изменяет отношение к культуре вообще, в результате чего меняется стиль общения и поведения.
Опыт руководителей помог создать из студентов вокальный коллектив, который с большим желанием поет и выступает как в колледже, так и за его пределами.
Выступая с концертными номерами, участники ансамбля пропагандируют лучшие образцы народно-певческой культуры, испытывая при этом чувство уважения и гордости к искусству своего народа.
За время своего существования коллектив становился неоднократным участником зональных и областных конкурсов народных вокальных ансамблей. В 2011- 12 учебном году коллектив стал дипломантом 2-й степени в рамках областного фестиваля «Юные таланты Московии».
Музыкальная народная культура является необходимым фактором
воспитания и развития личности подростка, в которой запрограммированы эстетические ценности народа, отображены особенности национального мировоззрения и характера, народный идеал человека. Погружение подростков в это пространство раздвигает границы видения окружающего мира, формирует новые потребности, совершенствует их эстетический вкус, воспитывает любовь к природе, людям, матери, к Родине.
Список литературы
1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., исп. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2000.
2. Гладких З.И. Национальный образ мира и художественное образование // Искусство и культура. 2004. - №1.
3. Куприянова Л.Л. Фольклор в системе образования XXI века/ отв. ред. Г.П. Сергеева. – М.: ГОУ педагогическая академия, 2009.
4. Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников.Учебно-методическое пособие. – М.: «Артос-Медия», 2006.
Значение хорового пения в воспитании
подрастающего поколения
Преподаватель музыки и пения
Н.В. Тормозова
Хоровое пение — один из самых любимых и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь русской истории. Русский народ — народ-певец, песнетворец — сложил множество прекрасных песен, которые сопутствовали ему в труде, в горе и в радости.
Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения высокого художественного исполнения школьного музыкального репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями, которые служат раскрытию содержания музыки.
Хоровое пение — наиболее доступная школьникам исполнительская деятельность. Творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания.
Известный пианист и педагог К. Н. Игумнов называл пение жизненной основой музыки. Певческий голос — природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового ребенка. Есть основание, считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности.
Хоровое пение — могучее педагогическое средство. По мысли Ю. Б. Алиева, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.
Один из ведущих русских педагогов музыки прошлого века С. В. Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение. Он утверждал, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились.
Однако справиться с этой, на первый взгляд простой, а по сути своей сложной, задачей не просто. Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение естественно и правдиво передать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний. «Пение должно быть пением сердца, а не одних уст: каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли», — говорил св. Иоанн Златоуст[3.с.22].
В музыкальной педагогике существует термин «фольклоризм», т. е. естественное развитие музыкального фольклора, или «вторичная жизнь» фольклора, которая, будучи обновленной, актуализированной, тесно связана с жизнью человека и удовлетворяет запросы его душевной жизни. Фольклоризм — современное композиторское песенное творчество — дал примеры высочайших творческих взлетов.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны и послевоенные годы стал популярным жанр «массовой» песни, которая оказалась самым востребованным музыкальным жанром в народе и в будни, и в праздники. На этой песне воспитывалось не одно поколение нашего общества. В ней проявилась распевность, народно-песенная природа русского человека, которая издревле была характерной чертой русской музыкальной культуры. Темы народных и композиторских песен советского периода И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Э. Колмановского, Б. Мокроусова, А. Пахмутовой, Е. Птичкина, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Ю. Антонова, В. Шаинского и многих других отечественных композиторов взяты из жизни человека, русского государства и его истории. Они раскрывают высокую нравственность, патриотизм, великодушие русского человека, его благородное и возвышенное чувство любви к Родине, чистое, целомудренное чувство нежности к любимой девушке и дорогим сердцу людям, выражают чувства радости, торжества, мира, благоговения перед величием природы, воспитывают бережное и любовное отношение к окружающей природе. Песни советского периода органично входили в жизнь народа и являлись неотъемлемой частью его музыкальной культуры.
Профессор Таллинской консерватории Г. Г. Эрнесакс огромное значение придавал песне и считал ее самым надежным материалом для воспитания ребенка: «Благодаря песне может быть построен такой мост человеческих отношений, который невозможно разрушить никакой силой»[2.с.19]. Песня всегда присутствовала в русской семье и служила хорошей основой ее укрепления. Все главные события в семейной жизни: рождение, возрастание ребенка, проводы в армию, свадебный обряд, труд и отдых, причитание над покойником — сопровождала песня.
Выдающийся художник современности, великолепный мастер хорового искусства, профессор, народный артист, художественный руководитель Государственного Академического Русского хора СССР(1936-37,1941-1980)
А. В. Свешников хоровому пению посвятил всю свою жизнь. Хоровое пение почиталось им величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее. Он говорил: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре»[4.с.11]. И педагогический опыт показывает, что хоровое пение — есть тот фундамент, который служит надежной основой воспитания детей и по праву должен занимать ведущее место в школьном музыкальном обучении и культурной жизни общества.
Приобретенные учащимися певческие навыки по принципу «от сотворчества — к самостоятельному творчеству» помогут им возродить русскую национальную традицию - хоровое пение в семейном кругу. Эти умения и навыки будут служить детям музыкальным, нравственным и эстетическим ориентиром, принесут им психологическое удовлетворение от учебного процесса, которое является главным результатом образования и воспитания. Язык народной музыки и современного фольклора с их ритмическим и мелодическим разнообразием подготовит детей к восприятию классической музыки. Услышанные в детстве прекрасные мелодии песен и их ритмы с возрастом будут осмыслены, осознаны, а искусство хорового пения будет служить учащимся фундаментом и эталоном их музыкальной культуры.
Список литературы
1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. - М.: «Просвещение»,1978.
2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. - М.: «Музыка»,1975.
3. Лазарева Т. Красота спасет мир. Учебно- методическое пособие для православно-ориентированных школ и педагогов. - М.: «Артос- Медия», 2006.
4. Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителя. – М.: «Просвещение»,1981.