Осипова Ю.Ю.

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Осипова Ю.Ю.

 

 

01.12.2016

 

Осипова Юлия Юрьевна, преподаватель,

Истринский профессиональный колледж – филиал

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»,

 г. Истра, Московская область

 

Методические рекомендации по созданию и анализу предметно-пространственной развивающей среды кабинета начальных классов

 

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно, этой среде младший школьник развивает свои физические функции, накапливает жизненный опыт, формирует систему духовных и нравственных ценностей, осваивает целый ряд универсальных учебных умений, на собственном опыте приобретает знания.

Построение предметной среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Педагогический смысл создания предметно-пространственной развивающей среды кабинета начальных классов заключается в следующем:

                     формирование новой, более совершенной предметной среды учебного кабинета как фактора духовного развития личности ребенка;

                     возможность применения новых форм и методов работы с учащимися путем индивидуализации и интеграции учебного пространства;

                     интеграция, сближение искусства и науки через познание взаимосвязи естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин;

                     гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в оформлении кабинета.

Таким образом, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие личности ребёнка.

Учебный кабинет начальных классов предназначен:

                     для проведения уроков в начальной школе;

                     проведения занятий группы продленного дня, факульта­тивных и кружковых занятий с классом;

                     проведения занятий по другим школьным дисциплинам;

                     проведения интегрированных уроков;

                     подготовки домашних заданий по различным предметам;

                     проведения классных часов, вечеров и пр.;

                     организации досуга учащихся во время перемен и после занятий;

                     организации олимпиад и конкурсов;

                     организации клубов по интересам и др.

При оформлении, оборудовании и оснащении кабинета начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ № 02-417 от 1 апреля 2005 г.).

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения, реализуемым учебно-методическим комплектом.

Проектируя предметно-развивающую среду кабинета, соблюдайте следующую последовательность:

1.      Определите, для каких целей будет использоваться кабинет (функции кабинета).

2.      Продумайте основное оборудование кабинета.

Школьная мебель является базовым элементом в организации учебного пространства. Для обеспечения эффективной учёбы мебель должна быть удобной, функциональной и безопасной, отвечать современным научным требованиям гигиены и эргономики и возрастным особенностям учащихся. Требование, обеспечивающее безопасное нахождение в школе, - травмобезопасность учебной мебели. Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами:

                     закругление углов столешниц на всех типах столов;

                     применение в окантовке столешниц ударопрочной кромки ПВХ;

                     использование круглого профиля труб для каркаса стола и заглушек на торцах труб;

                     использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола;

                     повышенная устойчивость конструкции стола и стула.

Рабочее место ученика.

В настоящее время наиболее распространенным в образовательных учреждениях является классическая модель двухместного ученического стола, имеющего регулирование высоты по номерам мебели. Данная модель соответствует росту учащихся от 115 160 см. Стол прост, удобен и надежен эксплуатации, имеет крючки для ранцев. В комплекте к столу производители выпускает ученические стулья. Цвет маркировки на столах и стульях фиолетовый, желтый, красный.

В последнее десятилетие в кабинетах начальной школы стали появляться парты-конторки, за которыми ученики работают стоя. Это позволяет снять мышечное напряжение и нагрузку с позвоночника, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие младших школьников и повышает их работоспособность. Уже с 1 класса можно и нужно проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз: одну часть урока ученик сидит за партой, а другую — стоит за конторкой.

Существует несколько вариантов расстановки ученических столов и парт-конторок в кабинете.

Классно-урочная система обучения предполагает традиционную трехрядную расстановку столов в кабинете, рассчитанном на 25—30 учащихся. Такая расстановка существует не одно столетие и продиктована использованием объяснительно-иллюстративного метода обучения. Ученик в данном случае способен активно взаимодействовать только с учителем или соседом по рабочему месту. При этом очевидна вводящая роль учителя и подчиненное положение каждого из учеников.

Для организации более продуктивного взаимодействия учащихся при решении учебных задач возможны различные варианты перестановки столов в зависимости от целей и задач обучения, количества рабочих групп и их состава. При посадке учащихся необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога.

При проведении внеклассных воспитательных мероприятий, концертов детской художественной самодеятельности, конкурсов, дискотек и т.д. возможна расстановка столов по периметру для увеличения свободного пространства в кабинете.

Расстановка парт-конторок в кабинете возможна в двух вариантах: в отдельный ряд (дальний от окна), если в классе обучается не более 20 человек, или за последними партами в каждом из трех рядов.

Медицинские работники, психологи и другие специалисты рекомендуют регулярно пересаживать учащихся, учитывая состояние их здоровья (особенно зрение, леворукость, слуховое восприятие), индивидуальные и психологические особенности. Пребывание ребенка за последней партой не должно быть «пожизненным приговором».

Рабочее место учителя

Рабочее место учителя включает письменный стол и стул, тумбу и шкаф для хранения документов. 2/3 поверхности стола должны быть освобождены от любых предметов. Целесообразно поставить учительский стол около окна, чтобы не загораживать учащимся информацию, записанную на доске.

Некоторые учителя начальных классов уже имеют в своем распоряжении автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя. В комплектацию АРМ входят: персональный компьютер, проекционный аппарат с дистанционным управлением, прикрепленный к потолку кабинета, сканер, принтер, копировальная техника. Владение современными компьютерными технологиями позволяют учителю значительно сократить время подготовки к учебным и внеклассным воспитательным мероприятиям, расширяет его возможности в эффективной организации образовательного процесса.

Школьная доска

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами школьная доска должна быть окрашена в темно- зеленый или темно-коричневый цвет.

Крепление доски к стене должно быть на расстоянии 80— 90 см от нижнего края доски до пола. Желательно, чтобы доска имела один или два боковых элемента, которые могли бы открываться и закрываться. Над доской обязательно должно быть оборудовано дополнительное освещение, имеющее защитный экран от попадания прямых лучей в глаза учащихся. Во время работы у доски освещение должно быть включено. Также над доской может быть закреплен экран для просмотра видеоматериалов.

Под доской желательно найти место для хранения чертежных инструментов (линейки, циркуля, треугольников, транспортира и др.). Тряпки и губки для школьной доски должны быть чистыми, промытыми от остатков мела. Их надо менять один раз в неделю.

Для учебного кабинета начальной школы часть поверхности доски, должна быть разлинована в клетку (размер клетки 5x5 см) и в линейку. Разлиновка в линейку должна быть пропорциональна разлиновке в рабочих тетрадях (8 см).

Современные школьные доски являются магнитными, что позволяет учителю быстро прикреплять и менять наглядные пособия в течение урока. Необходимые для нескольких уроков таблицы могут быть прикреплены к доске или стендам «Сегодня на уроке математики», «Сегодня на уроке русского языка» и т. д.

Кроме традиционной доски, в учебных кабинетах начальной школы стали появляться белые доски для работы цветными маркерами и информационные доски с пробковым покрытием. Их учитель использует по собственному усмотрению или в качестве стендов «Наше творчество», «Наши достижения», «Уголок класса», «Информация» и т. д.

Шкафы

Традиционно в шкафах учителя начальных классов хранятся педагогическая библиотека и библиотека литературы для учащихся, наглядные и печатные пособия, инструменты и материалы для уроков технологии и ИЗО, тетради учащихся и многое другое. Каждый из перечисленных предметов должен иметь в шкафу постоянное место. Учитель вправе выбрать способ хранения по своему усмотрению, руководствуясь принципом: на месте положишь — быстро найдешь.

Нужны ли игрушки в кабинете начальной школы? Ответ на этот вопрос каждый учитель начальных классов найдет сам. Важно помнить, что внешний вид игрушки должен соответствовать эстетическим нормам, у игрушки должно быть место для хранения (можно в шкафу) и быть во всех отношениях образцом для ребенка.

Технические средства обучения

Использование технических средств в работе учителя начальной школы объясняется выполнением одного из основных дидактических принципов — принципа наглядности. Для учащихся начальной школы, обладающих на первых этапах обучения наглядно-образным типом мышления, немаловажное значение имеет визуальное подкрепление преподаваемого материала.

В настоящее время в школах создается необходимая база технических средств. К ним относятся магнитофоны, телевизоры, видеопроигрыватели, DVD-проигрыватели, проекционная техника, персональные компьютеры, принтеры, сканеры, ксероксы и т. д.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Все технические средства обучения, находящиеся в кабинете, должны иметь сертификаты качества и быть в исправном состоянии.

Учебно-методические пособия

К ним относятся программы и учебники, педагогическая, психологическая и методическая литература, наглядные пособия, дидактические материалы, словари, справочники, энциклопедии, печатные издания для дополнительного изучения, периодические печатные издания.

Учебные пособия, используемые в начальной школе, должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, уровню развития и знаний учащихся, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

Систематизация всех имеющихся в кабинете материалов осуществляется в виде картотеки, которая создается в рукописном, печатном и (или) электронном виде на листах формата А4 и хранится в папке на кольцах с разделителями, что позволяет быстро находить интересующие материалы, дополнять картотеку новыми страницами, удалять устаревшие данные.

Картотека пособий может быть составной частью паспорта учебного кабинета.

Санитарно-гигиенические средства

Инвентарь для уборки помещения. В учебном кабинете начальной школы должна осуществляться ежедневная влажная уборка. По санитарным нормам правилам подметать помещение кабинета веником или щеткой категорически запрещается. Один раз в месяц требуете влажная уборка с дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке. Учащиеся начальных классов к влажной уборке помещения не допускаются. Хранение уборочного инвентаря не должно портить интерьера учебного кабинета.

Установки для охлаждения/нагрева питьевой воды. Кулер — это устройство для разогрева (•О—95 °С) и/или охлаждения (6—7 °С) воды.

В последнее время в кабинетах начальной школы все чаще можно увидеть такие установки. Они решают проблему питьевого режима школьников, но создают дополнительные проблемы учителям. При их использовании учитель должен систематически напоминать ученикам о Правилах безопасного обращения с электробытовой техникой.

При использовании одноразовых стаканчиков их нужно доставать из пакета и брать руками только за нижнюю часть (донышко), а не за кромку, до которой ребенок дотрагивается руками. Использовать стаканчики можно только один раз.

Ведро для мусора

Желательно, чтобы ведро имело крышку и педаль для ноги, в него должен быть вложен полиэтиленовый пакет для мусора. Мусорное ведро должно стоять так, чтобы оно было доступно ученикам.

3.      Определите основные средства создания развивающей среды в кабинете.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребёнка, не стоит забывать об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудо­жественные произведения профессионалов (не рекомендуется расписывать стены и мебель кустарным способом). Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло- зелёному, светло-жёлтому, светло-голубому тонам. Лучше не использовать серые, слишком тёмные или насыщенные тона. Пространство в небольших помещениях можно зрительно «раздвинуть», используя цветовые приёмы. Так, если три стены окрасить в светлые тона, а четвёртую - в тёмный, то четвёртая стена как бы пропадает, отодвигается.

Краски в кабинете начальных классов должны поднимать настроение. Утолить «цветовой голод» ребёнка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере кабинета.

Желательно, чтобы предметы мебели, выстраиваемые в комбинацию, сочетались друг с другом по цвету и материалу древесины. При выборе мебели следует отдавать предпочтение светлым сортам дерева (бук, берёза, светлый дуб и т. д.). Напольные покрытия, мебельный кант, выдержанные в единой цветовой гамме, не нарушая общей гармонии, расставляют дополнительные акценты. Открытые стеллажные системы не за­громождают помещение, открытые полки позволяют воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения. Практичны и удобны в использовании мобильные элементы Обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые можно легко перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.

Существенно облегчит построение развивающего пространства в кабинете начальных классов соблюдение ряда следующих правил:

1.                  Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания предметной среды кабинета. Обсудите со школьниками, какие уголки (центры, зоны) они хотят организовать, где эти уголки можно расположить, чем оснастить и т. д. Не стоит забывать, что ребёнок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Делайте ребёнка соучастником, разработчиком и исполнителем сообща принятого решения.

2.                  Сконструируйте пространство таким образом, чтобы ребёнок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально. Специальным образом оборудованная «зона отдыха» позволит не только работать, но и организовать различные групповые психологические или ролевые игры.

3.                  Создайте в кабинете условия для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребёнок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и зна­чимость. Каждый ребёнок получает возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора (именно поэтому все детские ра­боты должны быть подписаны). Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребёнка уважение к труду окружающих людей.

4.                  Оформите в кабинете «зелёный уголок», который поможет ребёнку приобщиться к прекрасному миру природы. Растения желательно размещать на полу (для удобства в ухаживании и поливе самими детьми), снабдив каждое информационной карточкой, в которой указывается название растения, его принадлежность к видовой группе, особенности ухода. Наблюдая за растениями и ухаживая за ними, дети постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, она еще нуждается в помощи, заботливых руках и охране.

Оформить «зеленый уголок» возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

                комнатные растения не следует располагать на подоконниках, для того чтобы не снижать уровень естественного освещения в кабинете;

                крупные растения следует размещать на полу в углах кабинета так, чтобы они не загораживали проход учащимся;

                лучшим вариантом размещения растений являются специальные переносные напольные цветочницы высотой 65см для 3—5 горшков; цветочницы должны иметь крепкую устойчивую конструкцию;

                современный дизайн предполагает наличие в мебельных шкафах угловых стеллажей, на которых тоже можно расположить несколько растений;

                необходимо иметь подробную информацию о каждом растении, находящемся в учебном кабинете, так как некоторые представители флоры могут отрицательно влиять на состояние здоровья детей, страдающих аллергическими реак­циями на запах, пыльцу и т.д., есть среди комнатных растений и такие, которые при прикосновении к ним вызывают ожоги;

                        горшки и кашпо должны быть выполнены в едином стиле и естественным образом вписываться в общий интерьер кабинета;

                        не допускается использовать в качестве поддонов старые тарелки и блюдца;

                        необходимо соблюдать меру в количестве комнатных растений; вода для полива комнатных растений должна находиться и таком месте, чтобы ученики не разливали ее.

5.                  Найдите в кабинете место для зеркала. Наличие зеркала позволит ребёнку рассматривать себя, сравнивать с другими детьми, способствуя тем самым формированию и развитию «Я-образа» каждого школьника.

6.                  Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Хорошо, если в кабинете найдётся место для создания «уголка уединения», где ребёнок может побыть один.

7.                  При создании в кабинете условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

8.                  Наличие в кабинете шкафов (стеллажей) с индивидуальными ячейками для хранения школьных принадлежностей для каждого ученика будет способствовать формированию организационных умений младших школьников, выработке навыков са­мообслуживания.

9.                  Оформляя информационно-стендовое пространство, помните о том, что каждый стенд - это совместное поле деятельности учителя и учеников для активного развития, творчества, инноваций.

4.                  Определите, как будут соблюдаться правила техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенические требования.

Важно продумать размещение в кабинете инструкции по технике безопасности, плана эвакуации, медицинской аптечки, определить особенности освещения кабинета, методы обеспечения травмобезопасности предметной среды (см. рекомендации выше). Оцените соответствие помещения, его оборудования «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПин 2.4.2.2821-10).

5.                  Определите перечень необходимой документации в кабинете.

Основной документацией кабинета является паспорт кабинета.

Паспорт кабинета - сборник нормативно-правовых, аналитических, прогностических, информационных документов, дающих полное представление об особенностях оборудования, оснащения, функционирования кабинета начальных классов.

Цель паспортизации учебного кабинета:

                     анализ материально-технического состояния кабинета, его готовности к обеспечению требований государственных стандартов образования;

                     определение основных направлений работы по приведению учебного кабинета в соответствие с требованиями.

Примерный перечень документов:

                     положение об учебном кабинете начальных классов общеобразовательного учреждения (утверждается директором ОУ);

                     должностная инструкция заведующего кабинетом (утверждается директором ОУ);

                     правила пользования учебным кабинетом для учащихся (утверждены директором ОУ);

                     акт готовности кабинета к новому учебному году;

                     валеологический паспорт кабинета;

                     инвентарная ведомость на имеющееся оборудование;

                     паспорт автоматизированного рабочего места учителя;

                     каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов.

Важно иметь также расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования и т.п.

 


 

Схема анализа предметно-развивающей среды в учебном кабинете начальных классов

1.                      Для чего предназначен кабинет (функции кабинета)?

2.                      Что включено в оборудование кабинета:

· Как оборудованы рабочие места учеников (тип мебели, расстановка в кабинете, возможности перестановки)?

· Как оборудовано рабочее место учителя (оснащение, расположение в кабинете, функциональность)?

· Как расположена и оснащена школьная доска/доски (тип/типы, особенности использования)?

· Для чего предназначены шкафы, как они расположены?

· Какие технические средства обучения есть в кабинете, как они могут использоваться, как обеспечены условия для их использования и хранения?

· Какие программы и учебники, педагогическая, психологическая и методическая литература, наглядные пособия, дидактические материалы, словари, справочники, энциклопедии, печатные издания для дополнительного изучения, периодические печатные издания есть в кабинете (учебно-методическое обеспечение), как организована их систематизация (картотека, паспорт кабинета)?

· Есть ли в кабинете дидактические игры, игрушки, как они используются?

· Какие санитарно-гигиенические средства (инвентарь для уборки помещения, зеркало, воздухоочистители, установка для охлаждения/нагрева питьевой воды, ведро для мусора и др.) есть  в кабинете, где ни расположены?

3.                      Как создается предметно-развивающая среда и эстетическое оформление кабинета:

· Как используется цвет, другие приемы и средства в эстетическом оформлении кабинета?

· Есть ли зона индивидуальных занятий учащихся и возможной активной деятельности, как она оформлена?

· Есть ли зона отдыха, как она оформлена и оснащена?

· Есть ли зеленая зона, как она оформлена и оснащена (многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведённом месте; информационные карты в цветах (название цветка, семейство и т.д.)?

· Как оформлены и размещены стенды (информативность и эстетичность оформления, способ их размещения)?

· Соблюдается ли единый стиль в оформлении кабинета?

4.                      Как соблюдаются правила техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований:

·         Есть ли в кабинете инструкции по технике безопасности, план эвакуации?

·         Есть ли медицинская аптечка?

·         Как организовано освещение кабинета (бесшумное функционирование всех светильников, наличие закрытых плафонов и дополнительного освещения у доски)?

·         Соответствует ли мебель росту учащихся; как обеспечивается травмобезопасность мебели?

·         Соблюдается ли чистота помещения и мебели?

·         Как размещены комнатные растения?

· Правильно ли размещены шторы в кабинете?

5.                      Какая документация имеется в кабинете:

·         Паспорт кабинета.

·         План работы учебного кабинета на текущий учебный год и перспективу.

·         Каталог учебного оборудования, технических средств обучения, наглядных и методических пособий, дидактических материалов и др.

Литература:

1.      Современный кабинет начальных классов. Нормативные документы, информационно-методические материалы, рекомендации / сост. Т. А. Кобзарева, И. Б. Бабаян, И. Г. Судак. – Волгоград: Учитель, 2012. – 159 с.

2.      Тишурина О.Н. Современный кабинет начальных классов: метод. пособие / О.Н. Тишурина. – М.: Дрофа, 2009. – 159, [1] с.: ил. – (Современный кабинет).

 

 

 

2015 

Образовательная среда и формирование аддиктивных механизмов у детей и подростков

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций

В современной литературе подробно рассматриваются биологические, личностные, семейные условия и механизмы возникновения аддиктивного поведения. Не менее важно, на наш взгляд рассмотреть роль образовательной среды не только в профилактике, что является довольно распространённой темой публикаций и научных исследований, но и в формировании аддиктивных механизмов у детей и подростков.

Наиболее полно данный аспект проблемы описан в работе новосибирских авторов Леоновой Л.Г. и Бочкарёвой Н.Л. [1]. Они отмечают, что школа оказывает большое влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. На школу возлагаются важнейшие функции: передача знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения, содействие личностному росту. Но не всегда школа выполняет свои функции. Более того, указывают авторы, некоторые образовательные системы и подходы могут способствовать формированию и укреплению аддиктивных механизмов. Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты – черты, направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Нивелирование значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется. Загруженность учебной деятельностью и, порой, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на “всякие глупости” (по мнению взрослых), приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. Вместо того чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети, таким образом, отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова. Так постепенно формируется неумение жить “здесь и сейчас”. Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.

Школа, как отмечают Леонова Л.Г. и Бочкарёва Н.Л, не только не препятствует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных ее видах, но может сама провоцировать эту фиксацию, подкреплять ее как желаемую и одобряемую деятельность. Нередки случаи, когда бывшие отличники, одаренные дети, становясь взрослыми, но сохранив привычную стратегию избегания и поиска ощущений, выбирают такие тяжелые формы аддиктивного поведения как алкоголизм или наркомания.

Идея о дифференцированном подходе в образовании, по мнению авторов, часто находит свое применение в одностороннем виде, когда дифференцированный подход ограничивается индивидуальным подходом к общеучебным умениям и уровню обученности. В этом случае за рамками образовательного процесса остается личностный аспект. Проведенные тестирования дошкольников, результаты переводных экзаменов дают педагогам полномочия распределять детей по разным классам по степени их подготовленности. Подобный дифференцированный подход имеет нечто общее с дискриминацией. Не этично и не гуманно делить детей по разным “сортам”, руководствуясь одним только критерием – учебой. Когда они выйдут в реальную взрослую жизнь, в меньшей степени будет важно, как они учились, и в большей – какими они стали людьми. Кроме того, пребывание детей долгое время в однородном коллективе в значительной степени ограничивает их коммуникативные возможности и опыт отношений с разными сверстниками, не важно, сильный это класс или слабый, элитный или самый рядовой.

Ориентация школы на трансляцию знаний, взглядов, убеждений, зачастую негибких и застывших, ориентация на безусловный авторитет педагога может лишить человека инициативы даже по отношению к самому себе: в трудной ситуации человек не сможет довериться самому себе, своему опыту и интуиции. Огромное значение для становления и укрепления адаптивных механизмов и формирования активной жизненной позиции имеет создание образовательных моделей, нацеленных на полноценное использование ресурсов самообразования, самовоспитания и самоактуализации.

В исследовании Е.В. Янко [3] доказано влияние школьной дезадаптации на формирование аддиктивного поведения. Также в ходе исследования было выявлено, что процент детей как с признаками школьной дезадаптации, так и с аддиктивным поведением достоверно ниже в школе, работающей по модели «адаптивная школа», основанной на концепции Е.А. Ямбурга. Адаптивная школа представляет собой массовое образовательное учреждение, где педагогический процесс направлен на создание условий для полноценной адаптации учащихся к ситуации школьного обучения и неразрывно связан с медико-психологическим сопровождением обучения детей на всех ступенях образовательного процесса.

Отдельно стоит сказать о существующем подходе к профилактике зависимостей в образовательных учреждениях. Как отмечает Б. И. Хасан [2], профилактические программы зачастую воспринимаются не как образовательные, развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а, в основном, как предупреждающие об ужасах наркомании. Подобный подход неэффективен – подростки не принимают подобную информацию, преподносимую взрослым, на веру. Самые активные пытаются ее проверить. Таким образом, программы из профилактических быстро превращаются в провоцирующие.

Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога. Профессия педагога, отмечают Леонова Л.Г. и Бочкарёва Н.Л, к сожалению, может внести свой вклад в деформацию личности человека, избравшего для себя эту специальность, а иногда может стать, в силу разных обстоятельств, его агентом аддиктивной реализации. Работогольная аддикция – достаточно распространенное явление в сфере образования. Существуют и аддиктивные образовательные организации. Вся работа в них строится сугубо в интересах учреждения. Одобряются и ставятся в пример сотрудники, проводящие на рабочем месте безграничное количество времени, жертвующие собой, детьми и семьей в целом. План работы в таких учреждениях очень насыщенный, и значительные временные затраты отводятся контролю над образовательным процессом, за персоналом. В подобных коллективах нездоровая психологическая атмосфера, много людей с хроническими заболеваниями и не разрешенными проблемами в семьях, в личной жизни. Такие деформированные личности, транслируя знания, транслируют и часть своей деформации. Здоровой альтернативой такому учреждению, могло бы стать учреждение с личностно-ориентированной моделью, которая охватывала бы и детей и педагогический коллектив.

Важным аспектом личности педагога, указывает Б.И. Хасан, является способность видеть связь между устройством образовательной действительности и зависимым поведением, уметь анализировать устройство образовательного процесса и школьного уклада в целом, обнаруживая провоцирующие и профилактирующие факторы.

Итак, в связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детей, и педагогов. Необходимо такое построение образовательного пространства, сообразного возрасту, которое обеспечивает человеку возможности напряженной, личностно осмысленной и социально значимой жизни на каждой образовательной ступени. При таком подходе собственно профилактические программы могут рассматриваться как дополнительные, обеспечивающие страховку от риска в определенных социальных условиях. Образовательная среда должна создавать условия для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Список использованной литературы:

1.                Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. “Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте”. Учебно-методическое пособие под редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, члена-корреспондента АН ВШ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, д.м.н., профессора Короленко Ц. П. – Новосибирск: НМИ, 1998. – 51с.

2.                Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования // http// www.ippd.ru/

3.                Янко Е.В. Школьная дезадаптация как фактор формирования аддиктивного поведения: Автореф. дис. к. пс. н. Томск, 2002. – 20 с.

 

 

 

Факторы эмоционального выгорания и профессиональная деятельность педагога

В последнее время в обществе интенсивно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. К сожалению, сегодня, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Многие исследователи относят профессиональную деятельность педагога к разряду тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания.

Традиционно, к факторам, способствующим эмоциональному выгоранию относят внешние, связанные с особенностями профессиональной деятельности, и внутренние, связанные с индивидуальными, личностными характеристиками самих профессионалов. Группа внешних факторов является наиболее представительной в области исследований выгорания. Во многих работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Поэтому важно рассмотреть их наиболее подробно.

1. Факторы, связанные с содержанием и спецификой труда. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Фактором нервно-психических перегрузок в профессии педагога является неопределенность возникающих педагогических ситуаций, необходимость быстрого принятия решений и их реализации при дефиците информации о случившемся. К нервно психическому напряжению приводит необходимость осуществления частых и продолжительных контактов с людьми, взывающая так называемое «пресыщение общением», а также повседневная рутина, выражающаяся в стандартности, повторяемости элементов, высокой технологичности труда учителя.

При этом учителю приходится взаимодействовать с различными социальными группами (учащиеся, их родители, коллеги, представители администрации). Нервно-психическое напряжение вызывает также и специфика «объекта» труда, проявляющаяся в его собственной активности.

В исследованиях П.Д. Забугина и А.С. Шафрановой выделен ряд специфических особенностей труда учителя, вызывающих эмоциональное напряжение [4]:

- необходимость длительной одновременной фиксации внимания на нескольких объектах как внутренних, так и внешних: план урока, собственная рефлексия, поведение отдельных учеников и всего класса;

- высокие требования к памяти – точность, быстрота запоминания и воспроизведения обширной информации;

- умение выразить свои чувства и представления посредством жестов, мимики, голосовых средств, большие нагрузки на голосовой аппарат;

- большие статические нагрузки – сохранение в течение нескольких уроков одной позы, что само по себе, при кажущемся отсутствии мышечного напряжения, может вызвать физическое утомление;

- существующие и в большинстве случаев выполняемые требования эмоциональной нейтральности в отношениях с учениками – с одной стороны учитель должен оставлять за порогом свои личные переживания, с другой – учителю не рекомендуется явно проявлять свои симпатии и антипатии к ученикам;

Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: педагоги, воспитатели обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. За день проведения уроков самоотдача и самоконтроль учителя столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.

При этом педагог является постоянным объектом социальной оценки - объектом наблюдения и оценивания, как со стороны учащихся, так и со стороны администрации, а также представителей вышестоящих инстанций.

Количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частота их обслуживания, степень глубины контакта с ними. В профессии педагога большое количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию.

3. Организационные факторы выгорания. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичная связь установлена и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Сверхурочная работа, частая смена учебных программ увеличивает и без того высокие нагрузки учителя [4]. Повышенные нагрузки создают необходимость домашней работы по проверке письменных заданий учеников и подготовки к занятиям, осуществляемые во внерабочее время, зачастую в ущерб семейным личным делам и отдыху.

Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, - степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения.

Основные признаки дестабилизирующей организации деятельности – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, наличие в работе мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.

Важный фактор - стимулирование работников, вознаграждение работников за их труд. Недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. При этом некоторые исследователи отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что может быть обозначено как справедливость.

4. Социально – психологические факторы выгорания. Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали системе “ руководитель – подчиненный”, так и по горизонтали в системе “ коллега – коллега”.

Наиболее значимой для работников является поддержка от администрации, что отмечается рядом авторов. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что конфликты в группе работников «по горизонтали» гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение. Демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе могут привести к эмоциональному истощению у учителей.

Ещё одним фактором эмоционального выгорания является психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. У педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития.

5. Факторы, связанные с современной социально-экономической ситуацией. В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции профессиональная деятельность большинства специалистов насыщена множеством социально-экономических, организационных и психологических стрессов. К числу наиболее существенных предпосылок для возникновения профессионального выгорания относятся: низкая оплата труда, чувство социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки[2].

К внутренним, индивидуальным факторам выгорания относя некоторые социально-демографические характеристики и личностные особенности профессионалов. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст собенно чувствительными к выгоранию являются молодые люди (19-25 лет), а также люди старше 35–40 лет [5]), стаж работы по специальности (для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание» [4]).

Определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания [5]. К ним относят: «личностную выносливость» (способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения), индивидуальную стратегию сопротивления выгоранию, "локус контроля". Высокий уровень выгорания тесно связан с низкой личностной выносливостью, пассивными тактиками сопротивления стрессу; преобладанием внешнего "локуса контроля" [3].

В.В.Бойко [1] к внутренним факторам относит следующие: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности и др.

О. Хухлаева [5] важнейшим личностным фактором называет сниженное чувство собственного достоинства и вытекающие из него трудоголизм и высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма. Для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения, характерно стремление все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию. Склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир, эмоциональная закрытость, формализация контактов также увеличивает риск выгорания. Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания.

И все же, несмотря на значимость индивидуальных особенностей работников, многие авторы, [2, 6] подчеркивают, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, администрации, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые просто «созданы для выгорания». Люди, работающие в этих местах, находятся в высоко стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют недостаточный контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.

Список использованной литературы:

1.                Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.

2.                Борисова М.В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 43 с.

3.                Орел В.Е. «Феномен выгорания» в зарубежной психологии: эмпирическое исследование и перспективы // Психологический журнал. –2001. – Т.22., №1 – С. 90-101.

4.                Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. А. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 156 с.

5.                Хухлаева О. Эмоциональное выгорание учителей //Школьный психолог. – 2006. - № 04

6.                Янковская Н. Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов.//Народное образование. – 2009. - №8. – с.273-280.

 

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения