Добро пожаловать в Истринский профессиональный колледж - филиал ГГТУ! Наш адрес: 143500 Московская область, г. Истра, ул 9 Гвардейской дивизии, д. 33а. Тел +7-495-994-57-61  

 ИПК

- филиал ГОУ ВО МО ГГТУ 

Европейское качество образования

Зырина В.А.

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ СПО

 

Зырина В.А.

Преподаватель психологии

Истринского профессионального колледжа-филиала ГГТУ

 

Психологические знания нужны специалисту любой профессии для психологической грамотности, поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность: «…это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении».

Психология преподается практически во всех СПО, колледжах, гимназиях, а также в системе подготовки и переподготовки кадров, на факультетах повышения квалификации, в системе последипломного образования.

Общей целью изучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д.

Конкретная цель подготовки студентов, специализирующихся на прикладной психологии – педагогической, возрастной, и.т.д. выглядит по-другому. Важная и ответственная роль прикладной психологии диктует следующую цель – формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

А.Б. Орлов, известный ученый-психолог, побывавший в Америке в конце XX в., заметил: «Менталитет российского человека гораздо в меньшей степени психологизирован, чем западного человека. Мои впечатления о том, что значит психология для американца, очень сильные. Я был поражен в свое время, когда мы были на стажировке в Калифорнии и общались там с разными людьми, не только с психологами, так как оказывалось, что любой наш собеседник мог поддержать разговор на психологическую тему, и имел запас знаний в этой области, был начитан, а какие-то вещи знал даже лучше, чем мы».

Действительно, уровень психологической грамотности и культуры населения страны довольно низок. Большинство обучаемых, оказываются в странном положении: с одной стороны, преподаватели добросовестно стремятся обрушить на них лавину высоконаучной информации, познакомить с разного рода непростыми точками зрения на психику, с другой, эти студенты не проходили базовой подготовки. Чем они располагают? Личными впечатлениями от наблюдений и самонаблюдений за явлениями психики, а также некоторыми обобщениями, из области житейского общения, гуманитарных школьных предметов; сведениями, почерпнутыми из информационного потока, создаваемого СМИ. На этой  базе начинает строиться  психологическое образование.

Известный ученый, психолог Г.И. Челпанов предсказывал текущему столетию название «век психологии». Он говорил: «…огромные практические задачи, которые должна будет разрешить психология и которые по своей жизненной важности значительно превосходят технические задачи, разрешаемые естествознанием, несомненно, сделают психологию центром научной работы».

Профессиональное обучение принципиально отличается от школьного, не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически. Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень – от обучения под руководством и повседневным контролем преподавателя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода. Учебная деятельность студента построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя.

Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться и приниматься на веру, без рассуждений (пассивно).

Чтобы психологические знания, получаемые студентами не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа студентов направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.

Важное требование – это нацеленность курса психологии на изучение личности. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Психология раскрывает сложность внутреннего мира человека, раскрывает условия формирования характера, способностей, эмоционально-волевой сферы. Из курса психологии студенты узнают о многообразии человеческих характеров, о том, как важно преподавателю знать особенности личности каждого ученика, его интересы, склонности, чтобы правильно воздействовать на него.

Следующее требование – это развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес  к внутреннему миру человека, преподаватель психологии помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.

Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – преподавателя, воспитателя, тренера, социального работника и т.д.). Преподаватель психологии учит наблюдать за людьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить на возникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает студентам лучше понять причины некоторых явлений. Например, понять причины невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении и т.д.

Превалирующей долгий период времени была методика, сводящая подготовку специалиста к запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориентировала на развитие личности, способной не только усваивать готовые знания, но и творчески их перерабатывать.

В последние годы делается  акцент на личность, ее ценностных ориентаций, смыслов, мотивов, индивидуальных различий, при организации всех этапов и форм обучения.  Необходимыми условиями успешного обучения стоит выделить и возрастные особенности и потребности студентов СПО.

Развитие человека в целом, как и каждой отдельной особенности  личности, — это равнодействующая взаимодействия двух процессов (но не факторов): биологического созревания и доминирующего над ним социального формирования, стихийного или целенаправленного. Студенты СПО находятся на важнейшем этапе биологического полового созревания и социального становления личности. Понимание их возрастных особенностей требует хорошего знакомства с основами возрастной психологии.

          Среди возрастных потребностей студентов СПО можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности на данном этапе развития:

·                     Первое противоречиемежду исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

·                     Второе противоречиемежду притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Актуальные (но неосознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни, способность к обучению и саморазвития.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение. Возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение.

Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью, в первую очередь с точки зрения профессиональной направленности.

К тому же подростки и юноши стремятся к самостоятельности во всем, в том числе и к самостоятельному изучению учебного материала. Надо максимально использовать эту особенность психики юношеского возраста. В результате умелого использования хотя бы только этих психических свойств обучаемых при появлении первых же успехов в учебной деятельности их отношение к обучению, а вместе с этим — и к профессии изменяется в лучшую сторону. Исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба. А все это положительно влияет на успешность профессионального обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием, после поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Главные составляющие «Я-концепции» - это реальное «Я» и идеальное «Я». В реальном «Я» можно выделить также следующие компоненты: когнитивный (познавательный), оценочный и поведенческий.

Реальное «Я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, о своем уме, о способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание, благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества, в этот период возникают благоприятные и социальные, и психологические предпосылки для воспитания у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

Потребность в самоопределении, в том числе и профессиональном, становится центральной для всего развития личности. Для реализации этой потребности подрастающему человеку необходимо интегрировать уже имеющиеся у него свойства, отношения, мотивы, ценностные ориентации. Личность должна обладать цельностью. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере, как потребность в самоопределении, требовала бы интеграции всех свойств и отношений личности и приводила бы к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций.

Итак, у студентов формируется не только потребность углублять познания о мире, что развивает его интересы, способности, но и потребность занять определенное место в обществе людей, наладить с ними контакт. Потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников вызывает стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценкам. Отсюда - интерес к самому себе, своим возможностям и личностным качествам.

В соответствии с этим программа изучения психологии в СПО предусматривает изучение таких тем, как «Психология индивидуальных различий», «Психология общения», «Психология человека в группе и коллективе», «Психология деятельности человека». Преподаватель в этих условиях выступает в роли организатора учебной деятельности обучаемых, а не простого передатчика суммы знаний. Методы преподавания, обеспечивающие такую учебную деятельность, называют активными методами обучения. Говоря об активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.

В преподавании психологии в СПО могут быть использованы следующие типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция и.т.д.

Информационная лекция как способ передачи готовых знаний студентам через монолог, остается актуальной при изучении таких тем, как «Методологические основы психологии», «История развития психологии», «Методы исследования в психологии», а также  в качестве вводных занятий, насыщенных научными терминами и данные.

Проблемная лекция способствует развитию исследовательской деятельности обучаемых, и широко используется в практических и семинарских занятиях. Например, «Связь психологии с педагогической наукой и практикой», проведение диагностических методик «Психодиагностика самооценки и уровня притязаний личности студента», «Социометрический выбор в группе» и другие.

Лекция-визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Например, можно подготовить презентации к теме «Психика и мозг», так как визуальная наглядность и схематичность облегчит понимание и усвоение материала.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Применительно к курсу «Психологии» для СПО, студентам предлагается решение ситуативных задач по темам: «Общая характеристика младшего школьника», «Учебная деятельность младшего школьника»,  «Особенности психических познавательных процессов у младших школьников», и.т.д.

Лекция-пресс-конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме. Этот вариант ведения занятий хорошо применять для тем  из раздела «Основы психологии личности», так как именно эти темы вызывают живой интерес и соответственно наибольшее количество вопросов среди обучаемых.

Так же актуально использование тренинговых занятий, «Проведение родительского собрания», «Отработка навыков общения» и.т.д. Студенты обычно с интересов участвуют в тренингах, закрепляя и отрабатывая материал.

Подводя итоги описанию методов обучения в СПО, можно сделать вывод, что основа занятий - это обучение студентов жизненно важным навыкам, психосоциальной компетентности - способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении при взаимодействии с внешним миром. И включение студентов  в такие занятия будет способствовать не только сохранению психологического здоровья, но и повышению общей учебной мотивации, работоспособности, стабилизации внимания и памяти, снизит риск девиантного поведения, наркомании и алкоголизации. Студенты получает возможность «собрать» свою личность: поставить цель в жизни, наметить пути самовоспитания, составить предварительный профессиональный план.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»