Павлова М.Е.

 

 

     

Телефон горячей линии по вопросам, касающимся образовательного процесса колледжа - 8-977-559-14-37

Павлова М.Е.

 

Павлова М.Е.,

преподаватель социальных дисциплин

Имидж педагога как средство духовно-нравственного воспитания

«Путь к духовности – поиск истины, добра и красоты»

Платон

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, казалось бы, не новы и, так или иначе, всегда были отражены в образовательном процессе и воспитательной работе образовательных учреждений. Тем не менее, как показывают события последних лет, у россиян, особенно у молодого поколения, очевиден огромный провал в воспитании нравственности, социологи даже говорят о «духовном обнищании» населения.

Для России это особенно чувствительно и обидно, ведь потенциал духовной культуры у нас огромен, опыт нравственного воспитания в отечественной педагогике большой.

Конечно, здесь имеет значение и определенный исторический период в развитии нашей страны, и отсутствие целенаправленной политики государства в этой области, недостаточное внимание уделяется работе с семьей, шокируют ценности, проповедуемые в СМИ. Все это привело к трансформация нравственных процессов в школьных социумах, в сфере профессионального образования. Недавние события в разных регионах страны, красноречиво свидетельствующие о нравах, царящих в семьях и среди школьников, очень наглядно иллюстрируют отношения в нашем обществе, говорят о явных пробелах в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственный потенциал человека - это, конечно же, во многом результат воспитания в семье, но важна и роль социума. Значение воспитательного процесса в образовательных учреждениях трудно переоценить. И речь идет не только о систематической продуманной воспитательной работе. Авторитет учителя, обаяние его личности являются одним из важных средств воздействия на ученика, формирования его уровня культуры. Особенно, на мой взгляд, это значимо для сегодняшнего поколения молодых людей, воспитанного и растущего в виртуальном мире.

Как говорят, воспитать счастливого человека может только счастливый, также и воспитать духовную, нравственную личность может только духовно-нравственный человек. Поэтому для педагогических профессиональных учреждений вопрос духовно-нравственного воспитания имеет, как минимум, двойное значение. Наша задача – не только повлиять на развитие духовной культуры студентов, но и заложить этот потенциал как необходимую профессиональную компетенцию.

Одним из современных средств воздействия на личность ученика является имидж педагога. Традиционно имидж рассматривается как маска, несущая в основном визуальную нагрузку. Но для учителя, находящегося в длительном контакте с учениками, он не может быть только маской. Поэтому важно рассмотреть и внутреннюю составляющую имиджа, т.е. личностные и профессиональные характеристики учителя.

В процессе работы со студентами педагогического колледжа по формированию их профессиональных качеств, важно донести значимость духовной составляющей имиджа учителя, причем не просто декларировать приоритет нравственных ценностей, а убедить молодых людей видеть «выгоду» для них работы над собой в этом направлении, показать, что это сказывается и на внешнем облике, и на их авторитете в глазах учеников.

Вводя в учебный процесс уроки на тему «Духовность - основа создания достойного имиджа учителя», я испытывала сомнение, как это будет воспринято, не вызовет ли скуку, не оттолкнет ли интерес к предмету. Но одновременно была уверенность в том, что не говорить об этом нельзя. Опыт общения с первокурсниками показал, насколько это важно для них: кому-то следовало разобраться в понятиях, кому-то услышать об этом не через обязаловку и нотации, а в дискуссии, чтобы потом пересмотреть свои взгляды на отношения в современном мире. И я была приятно удивлена, когда опрос студентов, нужно ли об этом говорить и актуально ли понятие духовности сейчас, показал, что практически все отвечают положительно и только часть сомневается и их сомнения связаны с нечетким или очень узким восприятием этого понятия (многие понимают это как «что-то, связанное с религией»).

При знакомстве с понятием духовности можно использовать различные формы уроков: анализ понятия, дискуссия на тему, обсуждение цитат, разбор ситуаций, упражнения по этикету.

Например, разбирая, что такое духовность, мы проводим анализ понятия, сравнивая его определение в различных научных источниках. Так, в словаре под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М., 1990) читаем следующее: духовность с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью – вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающей его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. С духовностью соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Духовная культура включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

Рассматривая этот вопрос, можно использовать и такую форму занятия, как «обмен цитатами»: студенты подбирают высказывания на тему и высказывают свои мнения. Например:

"Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души".Ч. Колтон.

«Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред». Я. Корчак.

Красивый имидж - условие духовного здоровья и себя, и окружающих.

Мы организуем дискуссию или проводим опрос:

- Как вы понимаете понятие «духовность»?

- Актуально ли оно для современного мира?

- Духовный человек – современный человек?

- Считаете ли вы себя духовной личностью?

Затем акцент делается на нравственных категориях как составляющих духовной культуры личности. Основная задача этой части обучения - донести мысль о том, что достойный имидж невозможен без соблюдения нравственных принципов.

Для категории студентов, ориентированных на внешний эффект имиджа, нужно показать-доказать, как влияет уровень духовности личности на внешний облик, мотивируя их на работу над собой.

При рассмотрении вопросов духовно-нравственной культуры очень важно, чтобы эта работа не оставалась темой одного урока, здесь эффективен комплексный подход, поэтому нужно возвращаться к ней и в процессе дальнейшей работы, в том числе и на других предметах. Например, при проведении тренингов по общению мы разбираем ситуации, ориентированные на нравственный выбор, на уроках конфликтологии - упражнения по этикету. И в этой работе необходимо показать, довести до сознания молодого человека, что это не просто «так надо», а инициировать его духовную работу над собой: давайте вместе подумаем, зачем тебе это надо, как лично для тебя, для твоего авторитета это значимо.

И еще очень важный аспект в духовно-нравственном воспитании учащихся. Он очевиден, но для многих, к сожалению, только теоретически. Педагогу без личного примера нельзя. Мы сами должны демонтировать, а в идеале иметь такой тип отношений: нравственное и человечное отношение друг к другу, к коллегам, ученикам, окружающим.

Но практика взаимоотношений в педагогических коллективах очень сложна. Конечно, можно всегда найти этому объяснение, причины объективные, субъективные, не всегда от нас зависящие… На самом деле причины всегда субъективны, они в нас, мы сами делаем выбор. К сожалению, не всегда с позиций нравственности. Кто-то не хочет, кто-то не может, не считает нужным. Если учитель не умеем работать над своей духовной культурой, его надо учить. А если не хочет? И здесь становятся актуальны вопросы формирования духовно-нравственной культуры самих педагогов, морально-психологического климата в коллективе. Хочется обратить внимание руководителей образовательных учреждений: без отслеживания этой ситуации, акцентирования на ней внимания, определенной работы современного менеджмента в образовании в этом направлении, реализовать идеи духовно-нравственного воспитания невозможно, если, конечно, вопрос воспитания действительно приоритетен, а не формален.

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения