Урок в РО с Элементами исследовательской работы 1 класс
тема: «Таблица сложения однозначных чисел с переходом через разряд».
Учитель называет по одному сначала самые легкие примеры 2+2, 3+1, 4+4, 3+2, 5+1
А затем самое трудные 9+7, 8+7, 9+6,7+6
Почему вы сначала давали быстро, а при решении примеров отвечали медленнее
Назовите, а я запишу «легкие» примеры
2+2
3+1
…
А теперь назовите «трудные» с вашей точки зрения примеры
7+6
9+7
…
А как вы узнаете, какие примеры «легкие», какие трудные? Научите меня.
Все ли «трудные» случаи сложения вы назвали? Подумайте, как лучше их называть и записывать, чтобы не пропустить не повторить один и тот же пример дважды (начать складывать все однозначные числа с самым большим однозначным числом)
9+2 8+2 7+4 6+5
9+3 8+3 7+5 6+6
… … … …
9+9 8+8 7+7
Рассмотрите таблицу и подумайте, почему таблица сложения с числами 8, 7, 6 короче?
Почему не записали 8+9, 7+8 …?
Никаких вычислений пока не выполняют.
Подумайте, что общего у всех чисел, которые будет получаться в ответах?
Какие это будут числа в сравнении с число 10? (Подсказка: числа в ответе будут тоже однозначные?)
Нельзя ли ничего не вычисляя, определить и записать хотя бы одну цифру в каждом из ответов этих примеров? Какую? Почему? (в ряде десятков дети проставят цифру 1)
А какие числа стоят в разряде единиц? Что еще заменили? (в ряде единицу получается число на 1 меньше того, что прибавляли)
Таблица заполняется.
Итак, совершили «открытие». Если к 9 прибавить 7, то в единицах будет 6,
значит, ответ 16.
9+7=16
Заполняется таблица с числом 9. Затем «залпом» записать ответы в таблице с числом 8.
О! Какое открытие вы сделали. Я теперь быстро найду все суммы в таблице числом 9.
(Теперь число в разряде будет на 2 меньше, чем-то число, которое прибавляет к 8, т.е. 8+3=11)
Почему? Как вы узнаете?
(Число 9 недостает всего одной единицы, и второе слагаемое отдает 9 только одну 1.
Числу 8 недостает до 10 двух единиц, следовательно, второе слагаемое отдает числу 8 две единицы и число в разряде единиц будет на 2 меньше второго слагаемого).